ОТ ИМПЕРАТОРА ДО ПРЕЗИДЕНТА

Архив 2012 - Выпуск № 50

Барышская окраина, улица Молчанова. В новостройке-пятиэтажке однокомнатная квартира А.Ф. Галкиной, одной из старейших на сегодняшний день горожанок

 Жизнь Анны Фёдоровны вместила большой временной отрезок – от последнего российского императора до четвёртого президента страны. Ей идёт 98-й год.
У моей собеседницы плоховато со слухом, на роль «усилителя» в нашем разговоре согласилась её дочь, Зинаида Григорьевна. На каждый вопрос бабушка отвечала, немного подумав, и отнюдь не пространно. Медленно, но верно, мои записи полнились датами и фактами, именами и фамилиями...
В Головцеве во все времена проживало немало Богатёнковых, Малышевых, Малофеевых, Пелёвиных, Скальчёнковых, Шатравиных… А вот род Макаровых – единственный на всё село. У Фёдора Дмитриевича и Ефросиньи Ивановны детей, по меркам тех лет, было маловато: Михаил, Анна, Елизавета, Пелагея. Аннушке не пришлось учиться в школе - она с утра до вечера работала на родительском подворье. Натуральное хозяйство кормило и одевало Макаровых, оно же давало уроки жизни.
В коллективизацию сельская беднота свезла на двор раскулаченного Василия Мезина плуги, сохи, бороны, свела в один гурт скот. У зажиточных крестьян были реквизированы сеялки, молотилка, локомобиль… В слезах и страданиях родился колхоз «Красноармеец».
Макаровых поначалу тоже занесли в «чёрный список» богатеев, поскольку те не торопились записываться в артель. Родители и Анна с сестрой с весны до поздней осени на Малышевом болоте добывали торф. Мужчины специальными ножами резали пласт на бруски, женщины на носилках доставляли тяжёлые «кирпичи» к месту сушки. Из колхозов по разнарядке пригнали лошадей. Обоз за обозом тянулся к Румянцеву – торф везли на фабрику имени Ленина.
А вот у Галкиных семья была большая: восемь парней, пять девчонок. Когда Аня Макарова и Гриша Галкин подросли и стали ходить на вечёрки, там они друг друга и приметили. Плясали, пели, смотрели друг на друга, да и поженились.
Валентина стала первенцем у молодых родителей, через два года родилась Зинаида, в грозовом 1941-м – Александр.
В жаркое первое военное лето, 22 июля, Григорий Галкин покинул Головцево - в первый раз и навсегда. С фронта от него приходили письма-треугольники. В одном – фотография: статный боец в будённовке и гимнастёрке. А потом – страшная весть: пропал без вести.
Тогда десятки подобных известий пришли в район, и во всех значился июнь 1942 года. В то лето к Ленинграду, дабы прорвать блокаду, в срочном порядке прокладывали железную дорогу. Узкоколейку строили бойцы железнодорожных войск, в том числе два сформированных в Барыше батальона. В районе Мясного Бора они попали в настоящую мясорубку. Немцы сомкнули кольцо, били по засевшим на болоте батальонам из орудий, бомбили с воздуха. Уже после войны Анну Фёдоровну повстречал чудом выживший однополчанин мужа, рассказал о последней встрече с ним в те страшные дни.
Когда на головцевских болотах прекратились торфоразработки, Галкина вступила в колхоз. У неё была самая распространённая по тому времени должность – разнорабочая, как говаривали, «куда пошлют». А посылали и травы косить, и посевы пропалывать, и корма возить, и зерно подрабатывать… Много дел было на селе. Односельчане уважали Анну и даже слегка побаивались: при ней нельзя было дать себе передышку, сделать что-то плохо, небрежно, увильнуть. Она и себе этого не позволяла, и другим не давала спуску. Бывало, бабы, посмеиваясь над собой, скажут: «Давайте «перекурим» хоть чуток, пока Галкиной нет…»
Анна Фёдоровна выработала весь свой трудовой стаж в Головцеве. А наследники один за другим перебрались на Урал, на Челябинский металлургический комбинат. Кто-то был сварщиком, кто-то стоял у мартена… Вот и дочь, Зинаида Григорьевна, работала и крановщицей, и в «горячем» цехе. На пенсию ушла раньше многих сверстниц. Теперь живёт с матерью в квартире, предоставленной Анне Фёдоровне как вдове погибшего на войне героя.

 

 

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi