КОЛЫБЕЛЬ ВОЗРОЖДАЕТ КАЗАИХУ

Архив 2013 - Выпуск № 12

Казацкое сословие увековечено в названиях многих сёл, станиц, курганов, рек, озёр… Есть такое село и в нашем районе.

Вблизи Русской Бекшанки, средь соснового бора, исстари возвышается Мар-гора. Мар, согласно словарям, - одиночный бугор, курган. Помимо естественных, существовали искусственные мары. Их сооружали на сторожевых высотах. Местные предания гласят: на Мар-горе со второй половины семнадцатого столетия жили казаки. Оттуда, с возвышающейся над лесом точки, они наблюдали за окрестностями, в ясную погоду могли рассматривать даже купола сызранской церкви. Несли те казаки сторожевую службу, наведывались в ближайшие, совсем ещё молодые, поселения.
У одного из караульных как-то пропал конь. Отыскали его в небольшой деревне на речке Алмажурке. Крестьяне вернули хозяину боевого друга. Тогда и завязались узы дружбы между землепашцами и казаками. И было решено наречь селение Казаихой.
Вёрст за 240 от Симбирска леса ещё не были вырублены, богаты были зверем и птицей, речки Антигулка, Бекшанка, Казаиха (она же Алмажурка) были полны рыбой и раками. «Казайский» народ жил вольно, не зная над собой ни помещиков, ни купцов.
Деревня тяготела к своей старшей по возрасту сестре – Старой Бекшанке, а в административном подчинении находилась у другой сестрицы – Новой Бекшанки. Подражая им, Казаиха официально тоже стала именоваться Бекшанкой - Малой, поскольку уступала тёзкам в людской численности. В 1913-м здесь при 58 дворах проживало 336 человек. В окрестных селениях преобладал слабый пол, а тут, на удивление, значительно больше было мужчин. Почему? Казаки поселились, те самые, с Мар-горы.
Десятилетиями жил-трудился здешний колхоз «Общественный буксир». Вдруг наверху начали мудрить, поступила команда укрупняться. «Общественный буксир» слился с новобекшанским колхозом имени Сталина. А потом уж совсем Малую Бекшанку неперспективной объявили. Три столетия была перспективной, три века здравствовала, а тут - приказ: скот – на центральную усадьбу колхоза «Новый путь», последнюю технику туда же… И захирела деревня. В 1980-м оставалось в ней 75 жителей, в 2003-м - всего двенадцать душ.
Покинутые избы, осевшие, скособочившиеся, с чёрными провалами окон, из которых торчали сорные травы, уныло доживали свои дни. Осенью 2009 года, видать, от сигареты неосторожного грибника-курильщика сгорели последние деревянные доходяги.
Всё… Казалось, умерла Малая Бекшанка, как это случилось ранее с Аристовкой, Вителевкой, Гремячевкой, Октябревкой, Ясной Поляной… Осталась лишь крохотным кружочком на географической карте. Ан нет!
В 2010-м группа единомышленников решила осесть в наших местах, дабы заложить экологический посёлок. Согласие на доброе дело было получено в администрации района. Поборникам здорового образа жизни предложили с десяток вариантов: Ананьино, Золино, Неклюдовка… Они выбрали Казаиху.
…Вместе с журналистами областной газеты, новобекшанским жителем Евгением Зотовым и его сыном Александром, водителем внедорожника, едем к первопоселенцам. От Новой Бекшанки до Малой три километра с гаком. Дорога бежит полем, недавно её прочистили. О зимнем бездорожье напоминают разве что аккуратные вешки, воткнутые в снег.
На месте пепелища два совершенно новых дома, здесь же материалы для третьего, пока ещё не собранного. В одном живут Кленины: Александр, его жена Людмила и сын Георгий, вот-вот появится на свет второй ребёнок. В другой избе из свежих желтоватых брусьев хозяйничает, пока что холостяком, Павел Липп.
Летом прибавятся другие постройки, будут и новые обитатели. Их, прописанных здесь по адресу: Малая Бекшанка, переулок Родниковый, и потенциальных жителей, уже три десятка. У Андрея и Натальи Лисиных – двое детей, у Вячеслава и Евгении Липп – тоже два наследника, у Михаила и Анастасии Щаповых – четверо...
Взрослые – в основном люди молодые, с высшим профессиональным образованием. Инженеры, технологи, повар, связист, бизнесмен… Владимир Архиповский – общепризнанный авторитет. Полковник запаса, он руководит самарским парапланерным клубом «Высота». Опытный планерист (пятнадцать лет стажа), прежде чем выбрать место для поселения, в парящем полёте сфотографировал барышские красоты.
Эта община на обновляющейся земле представляет разные города: Барыш и Ульяновск, Сызрань и Тольятти… На контакт с новосёлами вышли пермские Березники, Сахалин, далёкая Германия. О переезде в Казаиху помышляют и новобекшанец Геннадий Булкин, Сергей Фролов из Барыша… Одни будут жить здесь круглый год, другие – в дачный сезон.
Имя селению товарищи по духу дали простое, но ёмкое – Колыбель (если сверху посмотреть на этот чудный уголок, он и впрямь как детская зыбка).
Подобные экопосёлки, их ещё называют селениями родовых поместий, растут числом во многих регионах нашей страны, в ближнем и дальнем зарубежье. Есть они в Самарской области. В нашей набирают силу Симбирские Кедры под Сенгилеем, Сия в Сурском районе, деревня ремесленников Писмирь – в Мелекесском.
Колыбельцы – люди одной веры, уверовавшие в силу природы и в собственные возможности. Им важнее комфорт души, нежели городские удобства. Они уходят от шума городов, чтобы жить в гармонии с матушкой-природой. Но и блага цивилизации им не чужды. Под рукой - компьютеры, Интернет, под боком - автомобили. В доме Павла Липпа я с интересом рассматривал эконом-печку, светодиодные лампочки, питающиеся от домашнего генератора.
В молодой сельской общине – запрет на спиртное, табак, сквернословие, поощряется вегетарианство. В меню того же Павла преобладают каши, мёд, овощи с огорода, травяные чаи.
У него, здешнего старосты, и у его друзей в планах на ближайшие месяцы заняться огородничеством (новосёлам в аренду сдано 26 гектаров земли), завести коз, коров, пчёл… А ещё – птицу, сухопутную и водоплавающую, благо воды тут предостаточно. Они, люди пытливой мысли, думают над тем, как отыскать жилу и вырыть колодцы, установить солнечные батареи и механизм, способный подавать воду родников к домам. Есть задумка создать культурно-парковую зону и даже домашний музей по истории Казаихи. А пока что поселенцы обустраивают свои усадьбы, готовятся к трудовой весне.
Места вокруг – красивые, изобильные: лес с грибами, поляны с ягодами, луг с лекарственными травами. Рядом незамерзающий ручей, где зимуют дикие утки. В пяти верстах – реликтовое Светлое озеро, с ягодой-клюквой, с редкими для наших мест растениями.
У некоторых колыбельцев старорусские имена: Владимир, Илья, Святогор… Есть тут Максимы, Антоны, Андреи… Андрей с греческого – мужественный. Хочется верить, что эти горожане, став деревенскими жителями, мужественно пройдут ими же выбранной дорогой.
Евгений Шурмелёв.
Фото автора.