Старую церковь помнят

Архив 2013 - Выпуск № 27

По православному календарю 9 июля – день Тихвинской иконы Божией Матери. Этот праздник всегда отмечают в Акшуате, ведь именно в честь Тихвинской иконы была освящена здешняя старая церковь и это же имя присвоят новому храму, который вознамерились построить жители села на прежнем месте.
О том, какой была церковь в Акшуате и какое значение имела для местных жителей, рассказывает акшуатский краевед Вера Фомина. Вера Петровна пишет книгу «Поливанов в Акшуате», одна из глав которой посвящена этой теме.

ПЕРВУЮ церковь в Акшуате построил Нефёд Никитич Кудрявцев в 1743 году, 270 лет назад. О том, какой она была, можно судить по рисунку Николая Ивановича Поливанова. Сторожилы села утверждали, что первую церковь продали в Заречное (тогда Безштановка). Церковь была двупрестольной: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Иоанна Милостивого.
К началу двадцатого века церковь обветшала, и тогдашний владелец села В.Н. Поливанов решил поставить новую. Сруб рубили прямо в лесу. Строительство затянулось на несколько лет, поэтому какое-то время в Акшуате было два храма. Они стояли рядом.
Его Преосвященство владыка Гурий, объезжая свою епархию, в самом начале 20-го века, летом, посетил приход села Акшуат. Сохранился отчёт о его поездке, в котором говорится, что в селе «имеются два деревянных храма: старый двухэтажный и новый, законченный уже достройкой, но неосвящённый за неимением иконостаса и оконных решёток». Отмечается, что старый храм крайне запущен, стены грязные, с провисшими картонными листами, которыми когда-то они были оклеены. Пол в алтаре расшатан, престол колеблется…
Его Преосвященство обратил внимание на картину «Явление Марии Магдалины» работы профессора Худякова, бывшего крепостного господ Поливановых. В храме была и другая написанная им икона - образ Спаса Нерукотворного.
Когда владыка совершал чин освящения воды, с клироса доносилось «крайне нестройное, вздорное и крикливое пение благодаря участию в оном неспособных к пению и на сей раз нетрезвых прихожан», читаем далее в этом отчёте. Нетрезвые были «усмотрены» и среди стоящих в храме прихожан. Приходской священник объяснил это владыке тем, что «наклонность к пьянству составляет общий и сильно развитый порок прихожан». После чего владыка Гурий в своём слове к прихожанам попенял им на убожество и ветхость храма и отсутствие усердия в его содержании, убеждал «удаляться от порока пьянства, последствием которого является материальный ущерб, обеднение и пагуба души».
Затем глава епархии был приглашён в дом местного землевладельца, губернского предводителя дворянства В.Н. Поливанова, где остался на ночлег.
На другой день Преосвященный посетил дом приходского священника села Акшуат, тёплый храм в нижнем этаже, который не успел осмотреть накануне, и дал указания об укреплении престола, об устройстве решёток в окнах второго яруса и о распределении печей.
На углу церкви стояла каменная часовня со склепом, в котором были погребены супруги Чирковы (прабабушка и прадед В.Н. Поливанова).
Генерал-майор Николай Александрович Чирков в 1792-1795 годах построил акшуатский дом, развёл сад и заложил основу библиотеки. За мужество, проявленное на Очаковском лимане (во время военных действий на Чёрном море, вошедших в историю как «Очаковский кризис»), он получил орден святого Георгия четвёртой степени. Был женат на Елизавете Петровне Татищевой, которая получила Акшуатскую вотчину в наследство в 1791 г. Дочь Чирковых, Екатерина Николаевна, вышла замуж за Ивана Петровича Поливанова и получила в наследство Акшуатское поместье, а Софья Николаевна вышла замуж за Дениса Давыдова и получила в приданое село Верхняя Маза.
Жительница Акшуата Нина Петровна Феоктистова рассказывала, что, когда церковь ломали, она видела плиту, на которой были написаны имена и даты жизни Чирковых. О дальнейшей судьбе этой надгробной плиты ничего не известно. Холм, на котором стоял склеп, стащили бульдозером при сооружении дамбы для пруда, который и сейчас есть в центре села, ниже того самого места, где стояли обе церкви. Рассказывают также, что мальчишки тогда бегали по селу с черепами из разорённых при строительстве захоронений.
В церковном дворе хоронили священнослужителей. В начале 1960-х годов, когда акшуатская церковь была уже закрыта и помещение превратили в зерносклад, перевозившая зерно лошадь провалилась в один из склепов. В склепе нашли останки священнослужителя в рясе, с длинной бородой и волосами. Рядом находились серебряная чайная ложечка, чайная чашка и маленькая иконка. Предметы эти принесли в школу. Об их дальнейшей судьбе тоже ничего не известно.
В конце 1950-х церковь использовали как колхозный амбар. Перед ней построили весовую. Подводы заезжали сначала на весовую, где зерно взвешивали, а потом ссыпали на церковный пол. В церкви стояла такая пыль, что иногда даже плохо было видно иконы и росписи на стенах и на куполе…

ЦЕРКОВЬ сломали в 1968 году. «Зацепили двумя тракторами заколокольню и хотели свалить её, но у трактора оторвался крюк, к которому крепили трос. Тогда стали ломать её по частям», - рассказывали очевидцы. Позднее на этом месте было построено типовое здание магазина.
Жительница села Тамара Александровна Ларина вспоминала: «Было это в 1950-х. Мы тогда дом достраивали. Пришло время конопатить сруб. Раньше все на Вечное болото ходили за мхом, но в ту пору церковь наша стояла без дверей и каждый брал там всё, что хотел: доски, паклю. Решили и мы с сестрой Антониной сходить за паклей в церковь. Дело было осенью. Весь день моросил мелкий дождь. Забрались мы с Тоней на печь, погреться немного. Я задремала, и приснился мне сон, что мы пришли в церковь. Я вошла в алтарь, а там яиц лежит много-много. Дай, думаю, яиц наберу, и принялась их в подол собирать. Вдруг я услышала голос ангела: «Не бери яйца, не трогай здесь ничего! Здесь всё наше». С испуга я проснулась и думаю: «Надо же, церкви нет, а Бог в ней остался!» Разбудила сестру и говорю: «Нет, Тоня, не пойдём мы за паклей в церковь. Собирайся на Вечное болото...»
Рассказывают, что после разорения церкви иконы клали вместо мостиков через речку. Некоторые святые образа спрятали местные жители.
Икона, заказанная семьёй В.Н. Поливанова для Акшуатской церкви в 1910 г., хранилась в семье Крякушиной Антонины Максимовны, а после её смерти была передана в школьный музей. С 2011 г. икона находится в молитвенном доме в Акшуате. На её обороте есть надпись: «В дар селу Акшуат от семей Поливановых и Коптевых». На иконе изображены святые Владимир, Мария, Александр, Николай, Людмила, Наталья, Татьяна, в честь которых названы члены семьи Поливановых.
Престольная икона Акшуатской церкви - икона Тихвинской Божией Матери - долгие годы хранилась у Марии Самсоновны Кочкиной. Она завещала передать её в Акшуатскую церковь не сомневаясь в том, что она будет вновь построена. После смерти Марии Самсоновны икона хранилась в доме её сына. Когда восстанавливалась церковь в селе Заречном, Кочкины решили, что такая икона должна принадлежать всем, и передали её туда. Теперь каждый прихожанин может помолиться перед иконой, которой поклонялось не одно поколение акшуатцев. Но в скором времени эта святыня обретёт свой дом в Акшуате, во вновь построенной церкви.

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi