ГРОЗНЫЕ ВОЛНЫ ЧЁРНОГО МОРЯ

Архив 2014 - Выпуск № 6

В Первую мировую войну было втянуто два блока воюющих государств. Одним являлась Антанта, или Тройственное согласие, куда входили Англия, Франция и Россия, другим – Тройственный союз в составе Германии, Австро-Венгрии, Италии. Последняя, правда, потом отказалась от союза с немцами и в 1915 году примкнула к Тройственному согласию. На стороне Антанты выступила также Румыния, а другой блок поддержали Болгария и Турция.

Русская армия на суше одерживала над турками одну победу за другой. Сложнее было на море. Осенью 1914-го у крымских берегов появились первые корабли германо-турецкого флота. На помощь нашим морским силам на Чёрное море с Балтики по железной дороге в срочном порядке были переброшены подводные лодки.
Субмарины носили имена морских млекопитающих - «Кашалот», «Кит», «Морж», «Нарвал», «Нерпа», «Тюлень»… Нарвал - это тюлень-единорог, который достигает в длину шести метров. Одноимённая лодка была в двенадцать раз длиннее ластоногого. На «Нарвале» довелось служить уроженцу Чувашской Решётки Николаю Ильину. Экипаж состоял из сорока семи моряков, унтер-офицер Ильин выполнял обязанности моториста.
Парень, выросший на берегах Решётки и Рачамайки, большую воду впервые увидел на Дальнем Востоке. Четыре довоенных года он проработал во Владивостоке в мастерских подводного плавания: собирал и ремонтировал первые отечественные субмарины.
Потом в судьбу моряка вплелись военная школа в Кронштадте, учебные походы на судне «Океан».
На Чёрном море боевые действия велись не так активно, как на Балтике или на Севере, но у черноморцев тоже были серьёзные победы. Подлодка «Тюлень», например, стала рекордсменом на всём нашем флоте по числу потопленных и пленённых вражеских судов. В Первую мировую, в отличие от последующих войн, русские подводники реже топили, чаще старались брать в плен плавсредства противника. Престижно было доставить на базу вражеские пароходы либо парусники и получить приз.
Вот далеко не полный боевой счёт экипажа «Нарвала», а значит, и нашего земляка. 16 октября 1916 года четырьмя торпедами (уходя в поход, лодка брала на борт восемь таких самодвижущихся снарядов) взорвали вооружённый транспорт. На следующий день уничтожили турецкий пароход. 19 января 1917 года «улов» оказался как никогда богатым: пленили буксир и восемь парусных шхун. 12 июня захватили моторную шхуну.
Не все походы заканчивались столь успешно. Как-то на отряд подлодок налетели турецкие аэропланы. Субмарины этого класса отличались от других быстротой погружения, что и позволило лодкам в тот день за считанные минуты уйти под воду. И только «Нарвал» остался на поверхности. Тогдашние лётчики ещё не владели точностью прицеливания, бомбы редко ложились в цель. Это и спасло подводников.
Ильин вместе с другими бросился на поиски поломки. Оказалось, кто-то перерезал провода. Диверсия! В результате вышла из строя балластная цистерна, поэтому лодка не могла погружаться. Волжанин Михаил Курочкин быстро устранил неполадки.
Среди черноморских подводников были и потери. В апреле 1917-го в районе Босфора затонула подлодка «Морж». А «Нарвалу» посчастливилось дожить до конца войны. 16 декабря революционного семнадцатого он вошёл в состав Красного Черноморского флота.
Позднее его захватили интервенты. Перед уходом из Севастополя они затопили подлодку в местной бухте.
Но Ильин этого уже не видел. Бывший унтер-офицер царского флота стал подпольщиком, потом вступил в красноармейский отряд.
Интересной и богатой на события оказалась дальнейшая судьба специалиста по моторам Николая Ильина. Он участвовал в Гражданской войне, восстанавливал нефтеналивной флот на Волге, руководил одним из ведущих отделов Каспийского пароходства, возглавлял морской завод в Баку. Николай Сергеевич работал в союзном Министерстве речного флота, пережил ленинградскую блокаду. Последние восемь лет перед уходом на пенсию он строил корабли на Балтийском заводе. Ветеран трёх войн пробыл в инженерах до 65-ти лет.