На дорогах войны

Архив 2014 - Выпуск № 19

Жительница Барыша Галина Царёва уже рассказывала в «БВ» о своём отце-фронтовике. Великая Отечественная война от нас всё дальше. Живых её свидетелей всё меньше, поэтому так важно сохранить для истории воспоминания о защитниках Отечества. Вот и Галина Григорьевна вспомнила и записала все рассказы своей родни о тех, кто из их семьи воевал.

- Мой рассказ основан на воспоминаниях моей мамы – Варвары Андреевны Ометовой. Но чтобы начать, надо забежать вперёд. В семье моей бабушки Елены Николаевны Лёксиной (родом она из посёлка Октябревка, которого уже нет на карте района) было много детей, но выжило только семеро. Под конец бабушка воспитывала детей одна. Жили трудно, но всё же сумела она купить сыну велосипед, ружьё, с которым он ходил на охоту. Самый последний – Петя, он друг моего папы. Парнем Пётр был видным: высокий, кудрявый, характер покладистый. Труд он познал с малых лет. Началась война, Петя к тому времени, как говорится, подоспел. Взяли его на войну, хотя ещё 18-ти не было. И семьёй тоже не успел обзавестись. Загорелось сердце матери на проводах сына, может, и не свидятся больше. Не пожалела она – надела на него новый костюм.
Немного погодя забрали на войну его родного брата Фёдора Андреевича Лёксина. Он был человеком семейным. Слыл хорошим гармонистом. Снова тревога для матери, переживания, слёзы, ожидание вестей, в надежде - только хороших, только бы не смертей.
Старший брат попал в железнодорожные войска под Ленинград. С ним вместе служил и зять Павел Гаврилович Дудиков. Разбомбит фашист дорогу, солдаты её скорей восстанавливают. Места были болотистые, окоп выроют – спрятаться некуда. Приходилось стелить настилы из брёвен. Сколько вырыто окопов, сколько земли перелопачено, сколько труда положено – не счесть! Нам сейчас трудно даже представить...
Петя Лёксин выучился на командира роты. Теперь он ответственен не только за себя, но и за бойцов. Короткими были минуты затишья. Впереди всегда ждали бои: кто кого, смертельный бой. Как-то раз, сидя в землянке, из открытой двери Петя услышал знакомый голос. Прислушался: как будто браткин голос, да ещё гармошка знакомо звучит. В это время мимо шла колонна солдат, и впереди, запевалой, действительно, шёл его брат. Сердце верно подсказало. Не веря своим глазам, Пётр побежал навстречу Фёдору. Шутка ли, встретились два родных брата на дорогах смерти!
Обнялись крепко-крепко, не могли расцепиться. Слёзы текли сами, как у братьев, так и у солдат. Колонна встала, и в молчании каждый представлял себя на их месте. Не часто было такое на войне, однако было. Петя говорит: «Братка, я с тобой! Меня с тобой не убьют!». Пошли к командиру, но он не разрешил. Время военное: сражайся там, куда послали. От отказа ещё горше было расставанье.
Долго смотрел младший брат на уходящую колонну. Ему казалось, что брат защитит его от пули, выручит в бою, поможет в схватке. Нахлынули мысли о доме. Там, далеко на востоке, его малая родина, спокойная жизнь. А у него впереди снова бои. Как выжить, уберечься от смерти? Столько огня, попробуй, выживи. Падали бойцы, сражённые пулей. Земля была домом защитникам Отечества. Как бы поглубже зарыться в неё, спастись, прижаться, как к матери.
Родная земля, скольких ты спасла, а скольких приняла! Полёг в земле под Ленинградом и младший мамин брат Петя. Без слёз этот её рассказ о брате слушать было невозможно.
Фёдор Андреевич и Павел Гаврилович вернулись с войны домой. Петя же, как будто чувствовал, что его настигнет смерть. Так и вышло. Не дождалась его мама. Но всё же надеялась, что вернётся. Ждала, спрашивала зятя, где, мол, поселим Петю? «Да мы ему дворец построим!» - говорил Павел Гаврилович, который был хорошим плотником.
Эта боль не покидала мать до самой смерти. Бедные матери, сколько они пережили…
Ушли в мир иной и братка, и Павел Гаврилович. Помним их мы, помнят наши дети, внуки. Пока живы – и они будут с нами!

 

 

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi