ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ МОРДОВСКОЙ ТЕМРЯЗАНИ

Архив 2012 - Выпуск № 35

Во многих наших населённых пунктах, как старинных, так и относительно молодых, сохраняются легенды о необычайных, интересных событиях, связанных с возникновением сёл, с их богатой историей. И пусть эти сказания не всегда в полной мере достоверны - они со временем стали как бы неотъемлемой частью поселений.

Рассказывают, что Покровскую Решётку вскоре после разинского бунта основали вольные люди. Разгромленные, но не покорённые сторонники крестьянского вождя Степана Разина ушли в лес, жили общинно, постепенно обзаводились крепким хозяйством. Выше по реке Решётке они поставили водяную мельницу. Был у мужиков свой грозный атаман, на его деньги построили Покровскую церковь. Та же легенда гласит, что при церкви была похоронена любимая дочь атамана. После революции склеп вскрыли, мрамор куда-то увезли. Селение называлось Атамановкой. Название резало слух представителям власти, которые изредка наведывались на эту малообжитую землю. И стало село Покровской Решёткой.
Бытует версия, что потомки того атамана здесь же основали обёрточное предприятие. И что якобы они - прямые предки купца средней руки Марьина, который стал основателем бумажной фабрики в Марьине, нынешнем микрорайоне бумфабрики Барыша. Действительно, в официальной исторической хронике есть такие сведения: «В 1913-м в русском селе Покровская Решётка - 55 дворов, 290 жителей, церковь, церковно-приходская школа, бумаго-обёрточная фабрика».

В истории другого старинного села, Мордовской Темрязани, точно так же легенды переплелись с былью.
В 1670-1671 годах симбирскую землю сотрясала крестьянская война. Войско Степана Разина под Симбирском потерпело сокрушительное поражение. Были разбиты и рассеяны отряды мордвы, идущие на помощь Степану Тимофеевичу. Начались гонения на тех, кто был причастен к народному бунту. Репрессивная волна прокатилась по окрестностям Арзамаса, тогдашнего центрального города мордвы. Самые строгие меры властей вынудили людей уходить на юг, за пределы Симбирско-Карсунской засечной черты, в то время фактической границы российского государства.
Сказы, хранимые темрязанскими старожилами, утверждают: поначалу бунтари-разинцы скрывались в пещере. В той самой, что сохранилась до наших дней за сельской околицей, правда, в сильно уменьшенном виде. (Пещера описана помещиком В.Н. Поливановым в его работе за 1900 г. «Археологическая карта Симбирской губернии»). С годами те беглецы обзавелись деревянными постройками. В этих дремучих, малоосвоенных местах тогда ещё не чувствовалась сила государственной власти, и быт первых жителей был более менее спокойным. Точно неизвестно, сколько первопоселенцев пришло на берега небольшой речки, наречённой позднее Темрязанкой. Это были большие патриархальные семьи, каждая - из нескольких поколений.
А вот ещё одна настоящая быль, отнюдь не легенда. Барышский край оказался втянутым в орбиту гражданской войны. Белогвардейцы и чехи двигались в основном по «железке», революционная Инзенская дивизия тоже воевала «на колёсах»: её бойцы жили в вагонах и держались железной дороги. В адрес красного командарма М.Н. Тухачевского поступила телеграмма В.И. Ленина: «Примите меры к выдворению войск из поездов. Пусть войска формируют обозы...». В.В. Куйбышев от имени Реввоенсовета армии телеграфировал командиру инзенцев Я.Я. Лацису: «Немедленно освободите вагоны и паровозы из-под эшелонов, расположив части в ближайших селениях».
Потребовались лошади, санитарные повозки, полевые кухни, фураж... Для начала всё это конфисковали в не разграбленных до конца помещичьих усадьбах, в Жадовском монастыре, церквушках. Затем обратились за помощью к крестьянам.
Получив тягло, дивизия начала наступательные бои. В ночь на 25 августа 1918 года красноармейцы перешли реку Барыш, на другой день заняли Измайловку, 27-го вышли на линию Акшуат – Поливаново - Темрязань.
В чистом поле произошёл многочасовой бой: белогвардейская пехота предприняла атаку на позиции артиллеристов Инзенской дивизии. Пушкари отступили через Мордовскую Темрязань. Захваченных в плен артиллеристов белые расстреляли. На месте расстрела инзенцев, ближе к Русской Темрязани (Кузоватовский район, - ред.), в 1973 году поднялась монументальная тридцатиметровая колонна.
В Великую Отечественную войну жители Мордовской Темрязани бедствовали: не хватало еды, одежды, обуви... И даже дров, хотя лес - вот он, рядом. Для дровозаготовок выделили лесоучасток за селом, на горе. Деревенские спилили деревья, убрали подчистую кустарник. С той поры гора зовётся Лысой.

Трудно подниматься на верхотуру со стороны села: крутизна, песок... Но именно тут проходит ближайший до Поливанова путь. По нему, четырёхкилометровому, в войну ходили на работу темрязанцы. Была среди них и Нина Емельяновна Сайгина. Она трудилась на участке опилок при Поливановском лесозаводе. Те опилки вагонами отгружали в адрес Инзенского диатомового комбината.
Здесь же, на горной вершине, находится местная достопримечательность - остатки разинской пещеры. Свод и стены обрушились. Шестьдесят лет назад вход в углубление был высотой до трёх метров, теперь - менее метра, так себе щель. К лысогорской щели ведёт натоптанная множеством ног тропа; посещают этот дивный уголок, забираются в полое пространство сборщики грибов и ягод, туристы, любители приключений. Последние даже предлагали переименовать Мордовскую Темрязань в село Лысогорское. Каждый год, в июне, на горную плешь приходят выпускники Поливановской школы, встречают тут рассвет.
Наведывались сюда и кладоискатели. Они, конечно же, были наслышаны о разбойничьих ценностях, спрятанных где-то под землёй у сенгилеевского села Кротково, о мифическом, скорее всего, кладе Стеньки Разина в сурских Шатрашанах, о драгоценностях Емельяна Пугачёва, будто бы захороненных на берегу ручья между инзенскими селениями Оськино и Никольское. Там никаких сокровищ не нашли, но продолжают искать здесь, на Лысой горе. Во многом благодаря им, поисковикам, легенда о разинском кладе, о пещере у Мордовской Темрязани так и живёт.

Существуют были-небылицы о других темрязанских объектах природы. Из уст в уста передают, например, что вода из родника Скипидарка обладает целебными свойствами. За нею приезжают из Поливанова, Русской Темрязани и других мест. В округе множество полезных для здоровья дикоросов. В травах прекрасно разбирался тутошный житель Иван Иванович Поксеваткин, моряк Великой Отечественной.
Уверовав в силу окружающего мира - лечебный воздух сосняков, целительную воду криниц, люди, как могут, оберегают матушку-природу. С помощью поливановских предпринимателей на Лысой горе оборудовано место отдыха. Кругом чистота. Если ехать не спеша по наезженной гравийной дороге на Мордовскую Темрязань, где-то на полпути скромная вывеска «Родничок «У дубка» пригласит вас завернуть в другой не менее живописный уголок. Здесь тоже полный порядок, чего не увидишь в окрестностях Барыша и иных посёлков, сёл и деревень.

 

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi