Листая страницы прошлого

Архив 2015 - Выпуск № 4

Деревня Малая Бекшанка (Казаиха) осталась, можно сказать, в прошлом, как и тысячи других исчезнувших по всей России. О том, что когда-то здесь, три десятилетия назад, била ключом жизнь вольных людей, трудившихся не покладая рук и вырастивших прекрасное поколение детей, напоминают уцелевшие и покосившиеся избы да журчанье речки Алмажурки с кристально чистой водой.

Заглянув в архив Новобекшанской администрации за 1940-1946 годы, можно воочию увидеть исторические документы, отражающие судьбоносные вехи каждой малобекшанской семьи того непростого времени, называемого «лихолетьем». Каждой семье пришлось испытать голод, тяжёлый непосильный труд, разлуку с близкими и родными людьми. Перед началом Великой отечественной войны в деревне было 100 дворов с населением 500 человек. Семьи были большие, под одной крышей жили по 6-10 человек. Повзрослевшие дети женились и часто оставались в доме родителей.

До организации колхозов люди жили вольно, поскольку помещичьих владений в этих местах никогда не было. Организовав колхоз «Общественный буксир», люди с огромной энергией и энтузиазмом взялись за коллективную работу. Одним из первых организаторов-общественников был Матвей Иванович Булкин. Из Малой Бекшанки он уходил на Гражданскую войну. Потом как специалист нескольких профессий строил военный завод в Чапаевске.

В военную пору председателем колхоза «Общественный буксир» был уроженец Русской Бекшанки Иван Михайлович Москвичёв, умелый руководитель и хозяйственник.

Уже перед самой Победой, будучи тяжело больным, он попросил на колхозном собрании освободить его от занимаемой должности по состоянию здоровья, но никто за это предложение не проголосовал. Колхозники пожелали ему только быстрейшего выздоровления, но не пришлось Ивану Михайловичу встретить долгожданную Победу, не дожил до неё буквально несколько дней.

На полях того времени работала в основном молодёжь, подростки да старики. Сеяли рожь, пшеницу, просо, коноплю, возделывали бахчу. Осваивали разные профессии. Требовались скотники, столяры, каменщики, шорники, сбруйщики, конюхи, кирпичники (кирпич делали сами), портные (сами выращивали, пряли и ткали из конопли одежду). Сами валяли валенки и плели лапти, т.е. всё делали своими руками.

На территории колхоза были начальная школа, клуб, библиотека, магазин и известная на всю округу козойская водяная мельница, два пруда и огромный колхозный сад. Отменной мукой в военное время славился Мишин Михаил Андреевич. После него мельником был до самой своей сметрти Дербенёв Михаил Дмитриевич.

Начальная школа располагалась на опушке леса. Учила деревенских ребятишек замечательный педагог Колесникова Таисия Алексеевна. Тяга к знаниям у детей того времени была неимоверной. Полураздетые, в лаптях (и тех не хватало) дети наперегонки бежали в школу. Вот лишь один пример. Володя Гуськов, закончив начальную Малобекшанскую школу с отличием, в Новобекшанскую школу-семилетку ходил в лаптях по очереди с братом (были одни лапти на двоих). Закончив семилетку с отличием, стал учиться дальше. В результате Володя окончил с отличием три высших учебных заведения. В дальнейшем как лётчик-испытатель до конца своих дней бороздил небесные дали.

Читаю о семье Елизарова Сергея Степановича, состоящей из 8 человек. Здесь отличилась дочь Варвара вместе со своими сверстницами из Новой Бекшанки Важдаевой Натальей и Вертьяновой Верой из Старой Бекшанки. Девчата закончили курсы механизаторов и пропахали всю войну на первых тракторах того времени, выращивая хлеб, трудясь днём и ночью.

Далее смотрю документы о семье моего деда Булкина Михаила Григорьевича. В ней было девять человек. До войны дед работал в магазинной лавке от новобекшанского сельпо на озере Светлом. В то время там добывали торф, люди жили в бараках. В лавке продавали самое необходимое: керосин, мыло, спички, соль. Оттуда деда и призвали на войну. За старших из мужчин остался Александр, мой отец. В 11 лет он начал плугарить, затем пересел на трактор. Мой отец пахал все 45 лет вместе со своим другом Михаилом Гуськовым.

Моего деда родные и близкие больше не увидели, в войну он скончался от ран в Казани. Вместе с моей бабушкой Прасковьей Михайловной оплакивали своих погибших мужей Евдокия Краснова, у которой осталось без отца шестеро детей, Евдокия Михайлова с семерыми ребятишками. Не дождались своих мужей Екатерина Булкина, Мария Алгосова, Анастасия Михайлова, Анастасия Фролова и другие.

Ушли на войну отец и двое сыновей Михайлова Ивана Григорьевича. Но самое большое горе выпало на семью Фролова Василия Алексеевича, получившего три похоронки на сыновей Сергея, Николая и Михаила.  

Более четырёх десятков молодых казайских парней отдало свои жизни за наше светлое будущее. Среди них лейтенант Василий Васильевич Борисов (захоронен в Краснодарском крае), младший сержант Иван Алексеевич Москвичёв (захоронен в Тульской области), в братской могиле в Тверской области лежит рядовой Иван Матвеевич Амосов. От ран скончались в госпиталях сержант Иван Васильевич Москвичёв, захоронен на Украине, в Волынской области, старший сержант Николай Васильевич Фролов захоронен в Волгоградской области, а рядовой Александр Васильевич Москвичёв лежит на Пискарёвском кладбище в Санкт- Петербурге. В числе пропавших без вести – лейтенант Александр Фёдорович Краснов, младший лейтенант Михаил Павлович Москвичёв и рядовой Иван Александрович Захаричев.

Вернувшись, искалеченные войной фронтовики взялись за мирный труд. Это И.С. Краснов, Н.П. Москвичёв, М.В. Фролов, И.С. Фролов. С японской войны вернулись М.В. Борисов, А.В. Иконников. Мастер-плотник И.Д. Елизарова возглавил ремстройбригаду.

Заблагоухал колхозный сад, в котором несколько десятков лет стояли колхозные пасеки. Там работали вернувшиеся фронтовики Бакшутов А.А. и Вертьянов П.И. Позже своё любимое дело они передали своим сыновьям.

Благодаря замечательному саду в колхозе было много долгожителей. Москвичёва В.П. прожила 99 лет, Булкина П.М. – 92 года, Фролова А.М. – 90 лет. Дожили до сегодняшних дней и разменяли свой девятый десяток лет вдова Фролова М.А., Лопаткина Е.М., Фролова Н.А., Москвичёв М.А.

Ностальгию по своей малой родине – деревне Казаихе - до сих пор испытывает живущий в Новой Бекшанке Булкин Геннадий Иванович – внук Булкина Матвея Ивановича. Лет 5 назад в «БВ» была заметка о Малой Бекшанке. После неё затеплилась надежда, что вновь над казайскими домами будет виться печной дымок и разноситься запах деревенского хлеба, что вновь появятся Захары, Фролы, Михаилы. Это сбылось в 2010 году. Группа единомышленников-энтузиастов поселилась в этом чудном местечке. И вновь зазвенели детские голоса: Антон, Андрей, Максим, Илья, Светогор и т.д. Уже с десяток новых красивых домиков возродилось в Казаихе.

Мы, живущие рядом, поняли, что эти люди – поборники здорового образа жизни, люди пытливой мысли, возрождающие все устои деревенского быта, живущие в гармонии с матушкой-природой, ведь они пользуются в то же время благами цивилизации. Их дети учатся в Новобекшанской школе.

Приближается праздник 70-летия Победы над фашизмом. Отдать дань уважения всем погибшим малобекшанским воинам решили новосёлы Казаихи, поставив на горе перед деревней огромный камень-валун. На нём будут написаны имена всех казайских парней, не вернувшихся с полей сражений. Огромная человеческая им благодарность от всех односельчан за благородное дело, за светлую память о наших предках.

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi