Румянцевы, Протопоповы и другие

Архив 2015 - Выпуск № 32

В  истории села Румянцево нынче несколько юбилейных и памятных дат. По одним данным оно основано в 1720  году, по другим – годом позднее. 290 лет назад родился  владелец этого селения Пётр Румянцев-Задунайский. Другой хозяин здешнего имения Николай Селивёрстов родился в 1830-м, а 125 лет назад был убит.

В восьмидесятые годы 17 столетия юный царь Пётр для своих военных забав собирал из боярских, посадских, крестьянских детей «потешное» войско. В 1691-м из «потешных» подмосковного села Преображенское был создан один из двух первых в России элитных пехотных полков. По имени села его назвали Преображенским, другой нарекли Семёновским.

В 1703 году солдатом-преображенцем стал 23-летний Александр Румянцев,  сын костромского помещика, стольника Ивана  Румянцева. Парень оказался смышлёным, не трусливым, царь приблизил его, назначив своим адъютантом. Через пять лет Румянцева произвели в офицеры.

В 1718-м Александр Иванович, выполняя секретное поручение Петра, доставил из Неаполя сбежавшего царского сына Алексея. Распространённая версия приписывает Румянцеву причастность к казни Алексея Петровича. Истина точно не установлена, однако известно, что вскоре после смертоубийства начинающий дипломат был пожалован в майоры, получил в собственность отобранные у сторонников царевича деревни.

Генерал-адъютант Румянцев посетил Жадовку. Здесь он увидел довольно большое селение с церковью и двумя водяными мельницами, с улицами из наспех собранных изб под низко нахлобученными крышами, с окнами из бычьих пузырей вместо стёкол.

Ввиду сильных дождей порученец государя задержался тут несколько дней. От владельцев Жадовки он узнал, что по правому берегу Барыша земля не возделывается, лес не рубится, сама местность вполне пригодна для поселения.

Новость обрадовала Александра Ивановича. Он имел царский указ о пожаловании ему за боевые подвиги новых земель из Приказа Казанского двора. Ускакав в Казань, Румянцев занялся там трудами в Адмиралтействе - под его началом строились корабли и суда для Каспийского моря и Волжского бассейна. Но и про личные дела помещик не забывал. Велел собирать крестьян со своих поместий да переводить их на берега речек Ржавца и Чечёра (Течора), поближе к старинному Казачьему тракту, на те земли, где, как гласили предания, в стародавние времена жило племя коренного поволжского народа.

И потянулись на новое место жительства переселенцы из владимирских, вологодских да муромских земель.

Новое село нарекли по имени родителя барина-основателя - Ивановским. Позднее по церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского село назовут Сергиевским.

Александр Иванович здесь бывал не часто, ему, «птенцу гнезда Петрова», с избытком хватало важных государственных дел. Он стал генерал-майором, генерал-поручиком, в 1737-м - генерал-аншефом, то есть полным генералом.

Были в его жизни новые взлёты, были и падения. При императрице Анне Иоанновне генерал обвинил двор в разорении петровской казны и попал в немилость, лишился чинов и наград, был сослан в деревню. При Елизавете Петровне его снова возвысили. Он служил Астраханским, Казанским губернатором, был на дипломатической работе, три года управлял Малороссией (Украиной).

Генерал-аншеф скончался 15 марта 1749 года. После него остались две дочери и сын. Село Румянцево по наследству перешло к Петру Александровичу (1725-1796).

Сын достиг невиданных в румянцевском роду высот. Он участвовал в Семилетней войне, за победы над турками был удостоен титула «Задунайский». Его  первым во всей русской армии наградили офицерским орденом Святого Георгия высшей степени. За все века нашей Отчизне служило 52 фельдмаршала, Румянцев-Задунайский – один из них.

Пётр Александрович оставил ценные труды по военной науке, его называли учителем прославленного полководца А.В. Суворова.

В школьных учебниках истории есть несколько строк, посвящённых гениальному полководцу Петру Румянцеву. Есть портрет фельдмаршала. Изучая материалы о победах в войнах, которые Россия вела во второй половине 18 века, школьники вряд ли догадываются, что этот человек был хозяином нашего села Румянцево.

Наряду с крепостными графов Румянцевых обживать этот глухой лесной край довелось разному люду из числа беглых крестьян, пойманных по торжкам и ярмаркам, бобылям, искавшим счастья на чужой сторонке, башкирам, вставшим под руку российского императора. Они группировались в сельские улицы, которые так и назывались: Беглый конец, Бобыльский порядок, Башкирский курмыш. Тут жили, и немалым числом, равно как и в Барышской Дурасовке, Гурьевке, Поповой Мельнице, старообрядцы.

Земной путь П.А. Румянцева-Задунайского прервался 19 декабря 1796 года. Узнав о смерти фельдмаршала, император Павел Первый приказал три дня носить траур.

Позже селом из глубинки Карсунского уезда стала владеть семья Протопоповых.

В семье соляного пристава Алексея Протопопова, служившего в Сызрани, следившего за акцизной торговлей солью и сильно разбогатевшего, родился сын Алексей. Наследнику во все годы сопутствовала удача. В пятнадцать лет он уже корнет, в шестнадцать - полковой адъютант, в семнадцать - поручик. В апреле 1826-го Алексей Протопопов в возрасте 24 лет в чине майора вышел в отставку.

Отец к тому времени пропил нажитое состояние, умер в бедности. Сын, в надежде сколотить капитал, начал служебную карьеру по гражданской части. И дело пошло.

В 1841 году Протопопов приобрёл Румянцево вместе с землёй, лесом, четырьмя мельницами да 1400 душами крестьян. Здесь он начал строить помещичью усадьбу.

В трёх верстах от села, при реке Барыш, Алексей Алексеевич заложил суконную мануфактуру, наподобие той, что уже действовала в Гурьевке у господ Кротковых.

В 1848-м предприятие выдало первые аршины тканей. А спустя десятилетие тут уже работало свыше тысячи суконщиков. Это были главным образом вчерашние крестьяне села Румянцево.

Некоторые из них перебрались поближе к фабрике, и вскоре рядом с производственными корпусами появились подслеповатые избы рабочих. Это место стало именоваться Выселком Румянцевской фабрики.

После смерти А.А. Протопопова село перешло во владение его жены. В 1859-м, когда её сын от первого брака Н.Д. Селивёрстов (1830-1890) был произведён в полковники, мать подарила ему Румянцево. Николай Дмитриевич принял его с населением в 2136 душ обоего пола. Под помещичьей рукой находилось 398 дворов, 7,5 тысяч десятин земли и лесов, суконная фабрика, кожевенный и чугунолитейный заводы. Позднее появились конный, мыловаренный, маслобойный, поташный, свечной заводы, ферма овец-мериносов и другие предприятия.

На своей усадьбе помещик  велел выстроить просторный барский дом с хозяйственными службами, разбить живописный парк.

Генерал поражал румянцевских крестьян своим видом, но не столько фигурой, лицом, сколько…усами. Даже в тогдашней бородатой России таковые являлись редкостью: в длину доходили до плеч, и когда генерал шёл, казалось, что его небольшая, довольно полысевшая, голова поддерживалась не шеей, а этими самыми усами.

В 1861 году румянцевского помещика и мануфактурного фабриканта определили на генеральскую должность при министерстве внутренних дел. С 1864-го Селивёрстов исполнял обязанности начальника штаба в войсках, расположенных в Симбирской, Саратовской, Самарской и Казанской губерниях.

Около пяти лет он служил губернатором в Пензе. Пензяки подчёркивают: Селивёрстов внёс значительный вклад в развитие экономики и культуры края.

В 1877-м император произвёл Селивёрстова в генерал-лейтенанты и назначил товарищем (заместителем) шефа жандармов. В следующем году, после убийства генерал-адъютанта Мезенцева, Николай Дмитриевич возглавил  жандармский Корпус страны.

Он был убит 5 ноября 1890 года в Париже, в номере гостиницы, польским социалистом С. Падлевским. Мотив убийства банальный: Станислав – родственник Антона Падлевского, того самого, который по приказу Селивёрстова был арестован за революционную пропаганду, осужден, заключён  в петербургскую тюрьму, где и умер.

В июле 1893 года газеты писали: «Высочайше разрешено принять завещанный генерал-лейтенантом Селивёрстовым капитал более 450000 рублей и здания для учреждения в фабричном посёлке близ села Румянцева ряда благотворительных учреждений…». В число таких заведений вошли больница с амбулаторией, ясли, общежитие для детей-сирот, приют, богадельня.

Так Румянцево перешло к племяннику убитого генерала А.Д. Протопопову (1866-1918), государственному и общественному деятелю, не менее известному, чем дядя. Александр Дмитриевич - депутат Государственной Думы 3-го и 4-го созывов, с мая 1914-го – заместитель думского председателя. С 1905 года - предводитель дворянства Карсунского уезда, статский советник (генерал-майор по нынешней армейской табели о рангах). В феврале 1916-го его избрали дворянским предводителем всей Симбирской губернии, с того же года он – министр внутренних дел России.

В Румянцеве Протопопов принялся за переустройство поместья. Были собраны первостатейные плотники, выписан архитектор. Обновлённая усадьба сочетала в себе богатство теремов русского боярства и роскошь зарубежных вилл, которые хозяину довелось видеть в Англии и Германии. Высокая мансарда, резные крыльцо, карнизы… От дома к пруду с купальней вёл широкий с арками спуск. Появились фонтаны, мраморные скульптуры. В парке, саду, оранжерее росли необычные для местности чёрный тополь, туя, магония, спирея, черешневые деревья, зрели даже ананасы. Сохранились имена некоторых дворовых: экономка А.Д. Наумова, садовник И.Н. Разорёнов.

На министерском посту Протопопов особо себя не проявил. По мнению некоторых современников, именно его активное бездействие стало основной причиной Февральской революции в Петербурге. А.А. Блок писал: «…личность и деятельность Протопопова сыграли решающую роль в деле ускорения разрушения царской власти».

Вечером 28 февраля Александр Дмитриевич добровольно явился в Таврический дворец, где и был арестован новой властью. С марта по сентябрь он - узник Петропавловской крепости, потом находился под охраной в лечебнице для душевно больных. Его расстреляли в Москве 27 октября 1918 года.

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi