Капельки России. Новая Ханинеевка

информация - Публикации

НОВАЯ   ХАНИНЕЕВКА

За сельской околицей - возвышенность, настоящая гора, с крутым склоном, поросшая сосняком и чернолесьем. Холмов и боров в нашем районе предостаточно, но здесь они особенно впечатляют. Село кажется защищённым от всех ветров и напастей. Но как раз невзгоды тут случались довольно часто.

За свою более чем двухвековую историю селение не единожды горело, почти исчезало. По его улицам и дворам прокатились смута, гражданская война. Но предки нынешних селян выживали, и на месте пепелищ, разорённых крестьянских гнёзд заново отстраивались усадьбы. И чем больше Ханинеевка претерпевала  изменений, чем больше испытывала ударов судьбы, тем становилась крепче и милее сердцу её жителей.

Это село, лежащее в семи километрах от районного центра, при речке Явлейке, переняло имя  соседней деревни. Хотели было назвать выселок Похвостневым, поскольку переселились из Старой Ханинеевки на новое место по милости помещицы Похвостневой; но решили иначе: если есть Старая, значит, быть и Новой Ханинеевке.

Староханиневский выселок образовался в 1770 году. К первым поселенцам прибавлялись новые семьи, в основном из степных районов. И со временем Новая Ханинеевка в своём развитии обошла соседку. В 1913-м в Старой было 396 жителей при 54 дворах, а в Новой – 700 душ при 110 домах.

Не одну голодную зиму пережили в прошлом ханинеевцы, а весна и лето приносили им не менее страшные испытания – болезни, пожары. Первый большой пожар случился 22 июля 1883 года. Крестьяне работали в поле, спасать добро было некому. В считанные часы село сгорело, уцелело лишь три дома. Неказистыми были крестьянские избы, но всё же каждый житель имел крышу над головой. После пожара пришлось жить в шалашах да землянках.

За два года село возродилось. А потом новая беда…

Областная газета «Ульяновская правда» в феврале 1959 года опубликовала короткую информацию: «Агрономом сельхозартели «Мысль Ильича» Н. Лизуновым в одном из тайников сельской церкви, в которой хранились колхозные семена, найдено несколько старых книг в картонном переплёте. В них – старинная летопись села Ханинеевка, которую вели деревенские священники». Так вот, рукописная книга, начатая священником Николаем Румянцевым и продолженная местным летописцем Николаем Макарычевым, испещрённая старинными «ятями», о пожаре  1898 года рассказывает так: «Нынешний год посетило село несчастье: 2 июня во время молебна о ниспослании дождя при сильной буре вспыхнул пожар, который в продолжение с небольшим  часа истребил около трети села, именно 24 дома. Не обошлось при этом без человеческих жертв». После второго злосчастья ханинеевцы отстраивались долго.

А за два года до мировой войны – снова огненная напасть: тридцать пять домов превратились в пепел.

При советской власти пепелищ тут почти не видели. Бывало, загорится дом, задымит сарай – огонь вскорости сообща сбивали, не позволяли ему разбежаться по дворам. И всё потому, что в деревню пришла вода.

Долгие годы население оставалось малограмотным. В  трёхклассной школе учились одни мальчики. Кто хотел продолжить образование, ходил на занятия в Гурьевку. Общественной библиотеки не было, домашняя - только у священника.

Ханинеевка оказалась втянутой  в орбиту гражданской войны. Из местных был сформирован небольшой отряд красноармейцев.

За селом - три горы. На Песочной в старину хоронили  усопших. На  Лысой случился большой пожар, выгорел лес, отсюда и название. Позднее ханинеевцы посадили здесь молодые деревца. А вот третью гору, непонятно почему, взорвали белочехи.

Летом 1918-го боевые действия велись в основном по линии железной дороги. Здешние жители часто слышали артиллерийскую канонаду. Как-то случайный снаряд залетел в село, сгорели два двора. Бывало, снаряды ложились за крайними домами, в такие часы  крестьяне отсиживались в погребах.

Большие перемены произошли в следующие десятилетия. В 1927-м открыли клуб. В 1935-м образовался свой сельский Совет, в 1930-м – колхоз. Совместному хозяйству дали имя «Мысль Ильича». С первых дней дела в артели заладились. Районная газета «Общественный буксир» в своём первом выпуске, 8 сентября 1930 года, писала: «Новоханинеевский колхоз  «Мысль Ильича» первым в районе выполнил годовой план хлебозаготовок на 139 процентов. «Объективные условия», на что ссылаются многие колхозы, не помешали «Мысли Ильича» выполнить план. Решено премировать артель досрочным ввозом промтоваров для колхозников».

Мария Крылова, в прошлом батрачка, стала бригадиром полеводов, Семён Лизунов – председателем сельскохозяйственной артели. К началу войны появился свой агроном, обзавелись техникой.

Война затребовала 75 сельчан. Ушёл на фронт Семён Лизунов, взводным командиром освобождал Польшу, брал Кёнигсберг. Воевали и брат его Петр, и сын Василий. Василию не было и двадцати, дослужился до старшего сержанта, заслужил медали на грудь, был ранен. Дома оставалась супруга Семена Никитовича, Евдокия Афанасьевна, с  семерыми детьми. Старшая дочь в неполные пятнадцать поступила на швейную фабрику, младшие с утра до ночи -  в поле.

Сформированный в основном из барышцев 57-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон в июне  сорок второго года попал в «мясорубку» в районе деревни Мясной Бор, что под Волховом. Сотни путейцев-красноармейцев до сих пор считаются без вести пропавшими. Александр Колесников из села Заречное, Яков Круглов из Старой Савадерки, Василий Переведенцев из Акшуата, Иван Пискалов из Малой Хомутери, старотимошкинец Мустафа Праздников, Евгений Родин из Румянцева – это лишь маленькая толика скорбного перечня, где каждый оплакан родными, так и не узнавшими до конца судьбу близкого человека.

Был в этом списке и уроженец Новой Ханинеевки Иван Лизунов. В 1995 году поисковая группа нашла останки бойца. По солдатскому смертному медальону удалось установить адрес погибшего. Прах нашего земляка похоронили там же, у Мясного Бора, сообщение об этом поступило в Барышский военкомат. Нашлись родные Ивана Александровича Лизунова.  Жена, сын и дочь в то время жили в Новой Ханинеевке.

В послевоенные годы, несмотря на большие трудности, жизнь менялась к лучшему. В 1947-м в селе открыли фельдшерско-акушерский пункт, через три года – библиотеку. В шестьдесят третьем сюда пришло электричество.

В 1969-м образовался совхоз «Водорацкий», Новая Ханинеевка стала вторым отделением хозяйства. Механизатор Н.П. Царёв, доярки М.М. Новикова, А.В. Царёва, телятницы А.А. Лизунова, К. Е. Фомичёва и другие славились  трудовыми успехами на всё отделение, на весь совхоз и район.

В 1991-м Новая Ханинеевка обособилась от «Водорацкого», отделившийся сельский производственный кооператив назвали «Новым». Ничего нового в трудовых делах не произошло. При разделе «Новому» достались не лучшие куски. За три первых года в СПК сменилось три директора. Тяжелейшую ношу принял Б.Ю. Чагаев, но даже спортивные плечи Батыра Юсуповича стали гнуться под непосильным грузом. Банк отказался субсидировать кооператив, тридцать миллионов невыданной зарплаты для коллектива в семьдесят человек – сумма немалая. «Новый» по земельной площади был самым маленьким хозяйством в районе – хлебов менее  400 гектаров. Но даже для такого мизера не хватало сил и средств. Убирать скудный урожай приезжали на своей технике механизаторы других коопхозов, в том числе комбайнер подсобного хозяйства  профессионального училища №12 А.И. Парамонов.

Машинно-тракторные станции стояли у нашего колхозного начала, сыграли свою положительную роль в укреплении отечественного сельхозпроизводства. В 1997-м в обиход снова вошла эта аббревиатура – МТС. Появилась Барышская машинно-технологическая станция. Соучредителем новой организации выступил в том числе СПК «Новый». Цель была самая благая: подтянуть это и другие отстающие хозяйства, дать толчок к нормальной жизни. Однако МТС умерла, не успев опериться. Вслед за ней приказал долго жить кооператив «Новый».

Но жизнь в Ханинеевке продолжалась. Особый колорит придавали дачники. Барышцы стали покупать здесь старые постройки. В.Ф. Храмова многие годы проработала на фабрике имени Гладышева, заслужила ордена и медали. Уйдя на пенсию, Валентина Фёдоровна перебралась в Новую Ханинеевку, занялась огородничеством. Весну, всё лето, часть  осени ткачиха-крестьянка проводит в селе и только на зиму уезжает в свою городскую квартиру. И так не одна она.

1 ноября 2011 года здесь торжественно зажгли газовый факел, в село пришёл долгожданный природный газ. На праздник сюда приехали высокие гости: первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Александр Якунин, областные министры Александр Букин и Дмитрий Фёдоров, глава администрации района Сергей Кочетков и другие ответственные лица.

Зародилась надежда, что теперь на Ханинеевку «положат глаз» жители Барыша. Так и произошло.

В километре от села, в живописном  месте, расположились владения ООО «Берендей». В небольшом агрохозяйстве стали разводить непривычных для наших мест птиц: цесарок, кур декоративных пород, фазанов и даже экзотических страусов. Чем не достопримечательность Новой Ханинеевки?!

Есть тут и другие предметы, заслуживающие особого внимания, в первую очередь, Николо-Ильинский храм.

Согласно сельской летописи здесь были владения Ханинеевых, Волковых, Силановых. Помещица Ханинеева в восемнадцатом веке построила деревянную церковь, которую уничтожил пожар 1883 года. На смену ей Волков заложил каменный храм в честь Николая Угодника. Строили вручную, старательно, долго. Первая служба в Николо-Ильинской церкви состоялась в 1898-м. В 1937-м её, красавицу высотой в 53 сажени, закрыла новая власть. Под святыми сводами хранили семена, фуражное зерно, а в зимнем божьем храме пели и плясали, там был клуб. Благодаря стараниям отца Игоря (Игоря Эдуардовича Ваховского, настоятеля храма) в 1990 году церковь была возрождена. Следом в соседней постройке открыли дом для престарелых.

Промысел Божий привёл в наш район молодого священника Ваховского. Только не свою душу приехал спасать в провинции возведённый в сан отец Игорь. Пастырь возложил на себя обязанности и архитектора, и прораба, и снабженца. И вскоре благодаря его заботам церковь в Малой Хомутери, имевшая к тому времени полтора века собственной истории, из развалин превратилась в действующее святилище. Следом отец Игорь и его помощники вернули к жизни церкви или открыли молельные дома в Барыше, Акшуате, Заречном, Измайлове, Мордовской Темрязани, Румянцеве, Новой Ханинеевке. Плюс начал возрождаться погибавший прекрасный памятник нашей истории и культуры – Жадовский мужской монастырь.

Годы смиренного труда и стойкости понадобились батюшке, чтобы при Свято-Троицком храме в Барыше открыть воскресную школу, там же построить дом престарелых и основать такую же богадельню при церкви в Новой Ханинеевке.

Ханинеевский дом милосердия небольшой. Здесь шестеро стариков. Чтобы им было удобно, батюшка построил баньку, в которую, в противоположность прежней, можно попасть прямо из дома милосердия, не выходя на  улицу. Тут трёхразовое питание. Хотя повара не отказывают в куске хлеба, в тарелке супа всем, кто приходит за поддержкой. Никто не считал, сколько человек прошло через церковную трапезную, скольким оказано пособие продуктами, одеждой.  Здесь рабочие места четверых ханинеевцев.

Поступают в приют люди в очень тяжёлом моральном состоянии: жизнь-то как потрепала – война, работа в трудные годы, недоедание, малые зарплаты, смерти близких. Тут их раскрепощают, и старики живут потом помногу лет.

В отреставрированном храме совершаются богослужения, венчания, крестины. Приезжают сюда паломники из других районов и областей.

В 2007-м благочинный района отец Игорь стал воплощать  в жизнь новый проект: от малых архитектурных форм, которые благодаря ему появились в больничном городке и барышских детских  садах, он перешёл к благоустройству деревень. В Новой Ханинеевке построили туристический комплекс. Бригада строителей, работавшая при барышском храме, была направлена в Ханинеевку. Там возвели добротный мост при въезде в село. Автопавильон перенесли на более удобное для пассажиров место. Появилась площадка для детских игр. На этой базе отдыха в летние дни работал межрайонный палаточный лагерь «Остров отважных». Так называемые трудные подростки соревновались в различных  видах спорта, узнавали массу интересного.

Стало доброй традицией проводить в ханинеевском храме фестивали духовного песнопения.

Ещё одна достопримечательность села – старинный дедовский водопровод (см. «Огонь, вода и деревянные трубы»).

 ЗОЛОТЫЕ   СЕРДЦА

В тягостные минуты отдыха женщины, а заодно с ними девчата распевали бесхитростные частушки:

                                      Вот закончится война,

                                      Пойдут ребята ротами,

                                      Я своего дорогого

                                      Встречу за воротами.

Немногим пришлось встречать своих дорогих. Из Ханинеевки на войну уходили десятками, а возвращались поодиночке. Мало пришло со службы, после всех боёв и походов фронтовых мужиков. Парней воротилось и того меньше. Потому долго в деревне не было ни сватовства, ни свадеб.

Но случился праздник и в Ханинеевке. В красном углу рядышком – Николай и Анна. Жених и невеста. Народу собралось много. Как же, первая здешняя послевоенная свадьба! На дворе стоял август 1947-го…

Минуло полвека. И опять в доме  Макарычевых шумно и весело. Николай Павлович и Анна Фёдоровна принимали поздравления. Как и тогда, в августе сорок седьмого, они сидели на самых почётных местах, плечо к плечу. Милые, добрые старички.

 - Золотая вы наша пара!.

- Лет до ста прожить вам!..

- Золотые сердца… Золотые руки…

Тостам, крикам «горько!», казалось, не будет конца. Супружеская чета в эти часы общего праздника мысленно переворачивала страницы своей книги жизни.

…Он работал агрономом в совхозе, она – швеёй-мотористкой на фабрике, что в семи километрах от села. Туда ездила вахтовым автобусом, случалось, добиралась до города на попутке или пешим ходом. За сорок лет крепко запомнила все дорожные повороты, каждую выбоину. А сколько исходил он за двадцать два агрономовских года!? По полям сейчас уже не шагают, техника вытеснила старый способ передвижения. Макарычев же не признавал даже велосипеда. Как-то он обмолвился: «Пешком землю лучше видишь. А главное – думаешь много».

Агроному приходилось думать постоянно. Выпала зима малоснежная, завернули морозы под тридцать – как там озимь? То ли пересевать рожь и пшеницу, то ли подсевать, то ли улучить момент и подкормить удобрениями – этого заранее не определишь. Надо было ориентироваться на  месте. Или вот весна. Нагрянула ранняя – один порядок, затянулась – другой. А поля возьми. Одно вон где, на холме разлеглось. Другое – около леса, на равнине. Третье и вовсе в низину спустилось. И к каждому свой подход. А раз подход, то и походи по нему, по полю, подумай.

Хорошим технологом полей слыл Макарычев. Не зря же урожаи в Ханинеевке были выше соседских.

Получилось так, что ушёл Николай Павлович из сельского хозяйства в культуру:  заведовал клубом. И там его отмечали, награждали. Ставили они на сцене классиков - «Грозу» по Островскому до сих пор многие помнят. А какие частушки сочиняли сообща!..

У Анны Фёдоровны и Николая Павловича, как признают родные и знакомые, золотые сердца. Их дом был открыт для всех. Кто приходил, усаживали за стол, потчевали; в доме ночевали разные люди. У супругов нет детей, самые дорогие их сердцу – четверо племянников.

И руки у них золотые. Она многие часы свободного времени отдавала вышиванию, он – работе по дереву. Половина обстановки двух комнат сотворена его руками: шкаф, комод, сервант и другая мебель. А ещё часы, зеркало, вставленные в собственноручно сработанную оправу.

В центре Ханинеевки, в сотне шагов от усадьбы Макарычевых, высится православная церковь.

- Другой такой красавицы нет ни в районе, ни во всей области, - с полным  убеждением в своей правоте рассказывала Анна Фёдоровна. - Что она раньше представляла? Склад там был. Грязи, мусора накопилось – страх сколько. Мы с женщинами не один день убирались, Николай Павлович со стариками столярничали. Видели царские врата? Его работа.

Спросите людей, кто лучше всех изучил историю этого храма и всей Ханинеевки? И вам ответят: Макарычев.

Его называют хранителем и продолжателем летописи села. Да, есть у Николая Павловича это сокровище -  внешне скромная, солидная в объёме тетрадь. Первые записи сделаны священником Николаем Румянцевым ещё в девятнадцатом веке, его последователи аккуратно продолжали это делать. Рукой Макарычева отображены события советского времени.

Конечно же, заглянул в этот кладезь информации и я. Полное сегодняшнее имя селу -  Новая Ханинеевка. Почему Новая? Ответ -  в летописи. Помещица переселила сюда своих крестьян из соседней деревни, тоже Ханинеевки. Имя той дополнили, стала она Старой, а эта, значит, - Новой.

А вот от чего пошло первое название, местные краеведы спорят до сей поры. То ли был такой первопоселенец – Ханинеев, то ли Ханеев, то ли ещё кто-то…

Хроника села -  очень хорошо. А как насчёт собственной родословной? Оказывается, Николай Павлович неплохо изучил своё генеалогическое древо.

Жил тут его древний предок по прозванию Макар. Близкие звали его Макарычем. Пошли дети.

- Чьи вы будете?

- Макарычевы…

Так и записали им фамилию в официальную бумагу.

…Отшумела золотая свадьба, улеглись хлопоты. А в дом  Макарычевых всё ещё шли поздравления.

Был жаркий полдень. Из сада доносился запах яблок. Мы сидели за богатым по нынешним меркам столом. Анна Фёдоровна угощала фруктами и сладостями. Торт был – чудо! Не чета казённому, покупному. Запомнился весёлый, переходящий в смех голос Анны Фёдоровны, чуть грубоватый - Николая Павловича. Врезались в память его загорелые, с сильно развитыми пальцами руки, которые умели мастерить прекрасные поделки, запрягать коней, пахать, сеять и бережно разминать спелые колосья.

2002 год.

ОГОНЬ,   ВОДА   И   ДЕРЕВЯННЫЕ   ТРУБЫ

Среди здешнего народа не принято было рыть колодцы. Не из-за того, конечно, что не находилось настоящих колодезников. Грунтовые воды на этом месте отличные и лежат недалеко от поверхности. Если хорошо поискать, можно было найти знатока, умеющего «видеть» эти водяные жилы. Кто очень хотел, в конце концов обзаводился собственным колодезем на огороде. Дело в другом.

Ханинеевка и окрестности всегда славились родниками. Многие источники сохранились по сей день, сильные и маломощные, ухоженные и запущенные. Больше всего безымянных криниц, однако есть и именные – Головка, Галкин Ключ, Костюнин… У последнего как-то на заре прошлого столетия собрался деревенский люд со всей округи. Подошли на маёвку текстильщики: шатровские из Измайлова, акчуринские из Гурьевки. В знак единения  рабочих и крестьян посадили тут молодой дубок.

Теперь этого дерева уже нет, водоисточник чахнет.

А вот Головке, как и должно, выпала роль людей поить.

- Строительство водопровода началось в прошлом столетии, примерно в 1921 году, - рассказывал краевед Николай Павлович Макарычев. – В ту пору у нас процветало плотницкое ремесло. Даже в Самаре на одном из особняков можно было прочесть: «Строил Архипов Фёдор Тихонович». Наш был мастер.

По дереву отменно работали и Александр Анисимов, и Семён Лизунов, и Иван Феоктистов, и Степан Фомичёв. Сани и телеги, косяки и рамы – всё могли сделать эти умельцы.

Ханинеевские мастера, возможно, ничего не знали, не слышали о водопроводах Древнего Рима, сработанных ещё рабами. Они действовали на свой лад, советуясь со стариками.

Исходным материалом послужила сосна, исстари множившаяся на высоких холмах, заслонивших село от северных ветров. Мужики скоблили четырёхметровые брёвна, большими буравами сверлили по всей длине скважины, короткими металлическими патрубками соединяли деревянные части в одно целое.

И вот живительная влага от подножия холма, от ключа-кипуна, наречённого Головкой, по этому самодельному водоводу побежала не в речку, а прямо в село. А там, вдоль улицы, такими же трубами продолжили ложе для водицы. Связку укрыли землёй, небольшим слоем - ручей ведь в постоянном течении, не замерзнёт в самый большой холод. Вся линия прерывалась небольшими водоразборными колодцами из  обыкновенных срубов, оштукатуренных изнутри. Отсюда и черпали водицу.

Посреди села поставили большой чан. Сергей Иванович Лукичёв, дежурный при пожарке, строго следил, чтобы во всякое время он был полон, чтобы вся водяная система действовала безотказно. Это нужно было и в противопожарных целях. Селяне ещё помнили о разрушительных пожарах, которые выпали на долю их предков. Когда Лукичёв умер, добровольным смотрителем водовода вызвался быть Семён Никитич Лизунов.

Нечто подобное потом появилось в других селениях: в Новой Бекшанке, Семиродниках.

Новоханинеевская водомагистрать живёт. Правда, претерпела изменения. Сосновые срубы сгнили, пришлось заменить асбестоцементными. На месте колодцев появились водоразборные колонки. Нет, не те, металлические, что стоят на наших улицах. Они из традиционного здешнего материала – из дерева; намного выше обычных, иные до двух метров. Стоят по две, каждая пара соединена небольшой трубой. Всё, оказывается, довольно просто.  Давление поднимает воду по высверленному каналу первой колонки. Стоит открыть кран – бьёт тугая струя. В то же время внутримагистральный ручеёк не прекращает своего бега: переливаясь во вторую колонку, устремляется дальше. Выходит, сколько бы ни собралось людей с вёдрами у первого водоразбора, питьё всегда будет и в следующих.

Одна только неувязка:  нить эта не доходит до крайних домов. Решили устранить пробел. По другой стороне улицы проложили новый водопровод: трубы и колонки из современных материалов. Заезжие строители здешних условий, видать,  совсем не знали и место выбрали наобум, без совета старожилов. Просто с кондачка рассудили, мол, вот тут полянка ровная, высокая, не надо будет большой башни строить. Стали бурить – и прошли вглубь много лишних метров, прежде чем до воды добрались. Такой «водозабор» влетел в копеечку.

Затем подняли вторую башню. Всё без толку. Вода в новой магистрали то появлялась, а то надолго пропадала. И сельчане махнули на неё рукой.

…Бывало, что питьевую воду для западных дипломатов, работающих в нашей столице, доставляли из экологически чистых районов Европы. Известно также, что спортсмены, выезжающие в зарубежные турне, тоже предпочитают захватывать «родную» водичку. Городские жители равным образом напуганы некоторыми «странностями» водопровода. Им непонятно, отчего это вдруг где-нибудь по весне из крана потянет до боли знакомым душком. Эх, попили бы они ханинеевскую воду!

В селе меня попотчевали чаем, настоянным на листьях лесной земляники. Чудо! Не чета привозному заморскому.

Я уже говорил, что гаснет Костюнин родник у дороги. Головка и бьющие рядом ключи пока что в порядке. Но уже подбирается к стоящим окрест соснам пила лесоруба. Не ровен час, замахнутся на эти вековые деревья. А без леса, как известно, вода не живёт.

2010 год.

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi