Что нас сделает образованными

Архив 2013 - Выпуск № 12

 Сто фильмов, сто мультфильмов, сто книг. Посмотри, прочитай и считай ты - уже гений! Списки рекомендаций для образования школьников всё растут и растут. Вместе с федеральным рекомендательным списком ста книг составлен и региональный.

НА СНИМКЕ: Сёстры Зотовы любят читать книги. Второклассница Настя выбрала книжку про Незнайку. Одиннадцатиклассница Ульяна взяла в библиотеке тома Михаила Шолохова.

 НАД ТЕМ, что обязательно следует прочитать детям Ульяновской области, трудились в Министерстве образования, Министерстве искусства и культуры, Ульяновском институте переподготовки кадров педагогов, в Ульяновском педуниверситете, Союзе писателей, в общественных организациях. Было организовано онлайн-голосование. Своё мнение о том, какие произведения возродят читательский интерес и вернут традиции чтения в нашей области, высказали более 300 человек.
Прежде всего, следует сказать, что рекомендации даны для внеурочного чтения. Для школьной программы утверждён отдельный список. Одни учебники, считают специалисты, слишком перегружены. К примеру, учебник литературы для 7 класса состоит из двух частей. Вряд ли удаётся ученикам прочесть все изучаемые произведения, разве что пройтись «галопом по Европам».
Будут ли ребята читать ещё и дополнительную литературу? Об этом мы побеседовали с библиотекарем школы №4 Ольгой Тизяковой и читателями.

ЗАШЕДШИМ в библиоте-
ку старшеклассницам
мы предложили посмотреть региональный список из 100 книг и отметить прочитанное. В него включены отдельно произведения для начального образования, основного и полного среднего. Одна из читательниц не отметила ни одного произведения, другая поставила четыре галочки. В отдельных случаях, правда, и она сомневалась: то ли читала книгу, то ли знакома по фильму. Среди отмеченных одиннадцатиклассницей были Л. Толстой «Анна Каренина», В. Астафьев «Царь-рыба», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» и Л. Филатов «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца».
В списке для старшего звена - 22 автора. Кроме названных, ещё В. Пелевин «Синий фонарь» и «Зигмунд в кафе», Г. Щербакова «Вам и не снилось», Ю. Бондарев «Горячий снег», И. Гончаров «Обыкновенная история», В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана», «Сочинения» Козьмы Пруткова, Д. Минаев «Каламбуры» и «Отцы и дети», Д. Давыдов «Река и зеркало» и «Гусар и вальс», О. Куваев «Территория», а также А. Вампилов «Старший сын», братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» и «Страна багровых туч», поэзия серебряного века К. Бальмонта, А. Блока, О. Мандельштама, русская поэзия второй половины 20-21 веков А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, И. Бродского.
Ольга Михайловна Тизякова тоже сделала свои пометки тех произведений, которые имеются в библиотеке, и которые дети охотно читают. Прочерков и галочек примерно поровну. Рекомендации составлены, может, составители задумаются и о том, как пополнить книжные фонды и багаж знаний школьника. Предусмотрят дополнительное финансирование?
В региональный список, кроме известных российских, включены произведения местных, ульяновских, авторов. Их-то в библиотеке и вовсе нет. Не прочитают ребята из школы №4, например, рекомендуемые «Уроки географии» учителя-путешественника из Сурского Владимира Кочеткова. Нет рассказов о природе нашего земляка-путешественника из Русской Бекшанки Михаила Богданова. Помнится, библиотекарь из Русской Бекшанки Надежда Агапова даже от руки переписывала рассказы Богданова, и делала брошюрки для своих читателей.
Нет в фонде книг «И вновь в детство возвращаюсь» В. Игнатьевой-Тарават, И. Таранова «Как Богдан Хитрово Симбирск строил», рекомендованного Дмитрия Минаева и многих других.
Мало представлена в школьных библиотеках современная литература. Если и есть, то лишь в журналах или по одной книге, поступившей в качестве подарка.
Преобладают в фондах книги, изданные много лет назад. «Ребята знают, что у меня издание «Гавроша» В. Гюго есть в новой, красочной обложке. Предлагаю книги 1970-х годов издания, говорят, подождут, когда вернут новую книгу», - рассказала библиотекарь.

БУДУТ ли всё-таки дети
читать литературу из
рекомендованного списка? Ольга Михайловна отметила, что раньше ребята противились читать по рекомендации. Сейчас не могут самостоятельно сделать выбор, долго ходят вокруг полок, не знают, какую книгу взять. К совету библиотекаря прислушиваются. Охотно слушают громкое чтение на заседаниях библиотечного кружка «Школа радостного чтения». Но не хотят читать книги, где описывается природа или нужно рассмотреть портрет. Привыкли, чтобы картинка менялась быстро, как в мультфильме, комиксах или многомерном изображении - задерживаться над чем-то некогда, жизнь торопит…
С другой стороны, учеников нынче с начальных классов приучают к самостоятельности. Много находящегося за рамками школьной программы нужно узнать самому. Казалось бы, первоклашки-второклашки должны не «вылезать» из библиотек. В прошлые годы, когда первоклассников записывали в библиотеки, так и было. Они едва ли не каждый день потом приходили менять книги. Сейчас заданий малышам дают столько (а ещё надо обязательно посещать самые разные кружки), что о самостоятельности можно говорить условно. Задания помогают выполнять родители или Интернет.
Однако и Интернет побуждает детей к чтению. На форумах сейчас много обсуждают новый фильм про Анну Каренину. Школьники стали спрашивать одноимённый роман в библиотеках.
Список рекомендаций из 100 книг на образовательных сайтах тоже есть. Его занесут и на школьный сайт, проведут беседы с учениками и родителями. Так, возможно, и приучат детей к чтению.
Среди книгочеев больше девочек, говорит О. Тизякова. Мальчики обычно ходят в библиотеку лишь в начальных классах. Бывают и исключения. Десятиклассник Михаил Харлампов – среди активных читателей школьной библиотеки.
У ребят разные предпочтения. Восьмиклассница Аня Глазунова прочитала всю имеющуюся в библиотеке литературу о Великой Отечественной войне, в т.ч. и рекомендованный для внеклассного чтения «Горячий снег» Юрия Бондарева. Любителей книг выручают детская и взрослая городские библиотеки.
Авторы тоже влияют на выбор читателя. В писательской среде стало модным писать продолжения. Продолжения по известным книгам пишут их родственники. Книгу «Остров Незнайки» написал внук Николая Носова - Игорь Носов. Н. Носов среди спрашиваемых авторов. «Приключение Незнайки» изучают и по школьной программе, включён он и в рекомендательный список. Видят дети на книжной полке полюбившихся Носова или Лагина, берут для чтения и книги И. Носова, и Н. Лагиной – дочери Лазаря Лагина, написавшей продолжение его повести «Старик Хоттабыч».

 

 

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi