Как научить учиться

Архив 2015 - Выпуск № 49

Нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению – одна из самых частых причин обращения родителей и учителей к школьному психологу.

Практика показывает, что чаще всего причинами низкой мотивации являются субъективные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и др.) и субъективные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу).

На разных возрастных этапах учебная мотивация развивается по-разному. По данным диагностики, первоклассники стремятся занять новое положение среди окружающих, положение школьника, а также получить новые знания. К 3-4 классам ученики уже осознают своё положение школьника. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Постепенно у школьника возникает собственная сфера жизни, появляется особый интерес к мнению товарищей. Низкая мотивация учения возрастает у учащихся с переходом из начальной школы в среднее звено и усиливается в подростковом возрасте.

Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится на 5-е и 7-е классы. Причины снижения внутренней мотивации у подростков: «гормональный взрыв», нечётко сформированное чувство будущего, взаимоотношения ученика с учителем. У девочек интерес к учёбе снижается из-за интенсивного полового созревания.

Влияние оказывают личная значимость предмета, умственное развитие ученика, непонимание цели учения, страх перед школой. Всё это ведёт к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, плохо влияет на поведение. Как помочь учащимся повысить мотивацию учения?

- Надо выяснить причины низкой мотивации (неумение учиться или ошибки воспитательного характера) и применять соответствующие меры.

- Для ребёнка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали его индивидуальные особенности. В то же время важна и адекватная самооценка ребёнка.

- Нужно создавать для ребёнка зону ближайшего развития, а не делать за него то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам.

- Ещё один момент – обязательное оценивание сделанной учеником работы родителем и учителем. Важно поощрять ребёнка за хорошую работу.

- Необходимо наладить контакт с ребёнком и создать доверительную атмосферу.

- Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если родители будут последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребёнка, то непременно будет взлёт.

Елена Зотова, педагог-психолог школы №1 г. Барыша.

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi