Земляки - армейцы: малоизвестные имена

Архив 2012 - Выпуск № 6

В патриотические праздники, дни воинской славы у нас принято чествовать живых и с благодарностью вспоминать павших фронтовиков Великой Отечественной войны, отдавать должное современникам, служившим в армии в последние десятилетия. И при этом незаслуженно забыты участники других, так называемых малых войн, малоизвестных боевых столкновений давно минувших дней.

ПОСЛЕДНИЕ 90 лет российской истории изобиловали военными действиями, кровавыми конфликтами с участием россиян как на территории нашей страны, так и за её пределами. Если всё сложить, наберётся более тридцати боевых «точек».
1920-й год. Семимесячная советско-польская война. В ней участвовали и барышцы. Один из них - Павел Чегодаев. На польском фронте он сражался в 11-й стрелковой дивизии.
15 августа Павел был в разведке. У деревни Завады его окружила группа польских солдат. Предложили разведчику сдаться. Тот сумел не только вырваться, но и привёл с собой двух пленных.
А ещё раз погоня заставила разведчика укрыться на болоте. Была настоящая стужа, за сутки сидения красноармеец продрог до костей. Но выжил, пробился к своим.
За подвиги на той далёкой войне Чегодаев был дважды представлен к ордену Красного Знамени, единственной в то время боевой награде.
Почти девять лет, до июня 1931 года, продолжались боевые операции по ликвидации басмачества. Многие среднеазиатские кишлаки да аулы знавали ткача старотимошкинской фабрики Бякира Белоусова и учителя из Гурьевки Ахмета Алимбекова. Первый командовал отрядом чекистов, второй - стрелковым полком. Бякир погиб в логове вооружённой группировки, Ахмет умер 55 лет назад. Если о первом земляке немало наслышаны, то о втором почти ничего неизвестно.
Лето 1938-го. Боевые действия в районе озера Хасан. В следующем году - снова ожесточённые схватки с японцами, на сей раз на реке Халхин-Гол. Халхингольцами называли себя многие наши земляки. Фёдор Данилов из р.п. имени Ленина, будущий полковник, командовал броневзводом. Фёдор Козлов из Барыша был политруком в зенитно-пулемётной роте. Закалку огнём и свинцом прошли боец автобатальона Николай Самсонов из Малой Хомутери, его земляк механик-водитель Алексей Полубесов, командир танка Николай Тулузаков из Барыша. Они выжили, вернулись к родным очагам.
Но повезло не всем. В июле 1939-го легли в братскую могилу на берегу чужой пустынной реки Григорий Демахин из Осоки, Григорий Кольцовский из Беликова, Алексей Кузьмин из Барыша. В читинском госпитале умер после тяжёлого ранения Александр Кузьминов из Барышской Дурасовки. Навсегда остался лежать в монгольской земле уроженец Конновки Борис Глафирин. Пропал без вести курсант военного училища Сергей Зверев из Ананьина. И было им всего по двадцать с небольшим...

ТАК НАЗЫВАЕМАЯ зимняя война длилась с ноября 1939-го по март 1940-го. В боях с финнами Красная Армия понесла огромные потери. В скорбном списке погибших и пропавших без вести Михаил Андрианов из Русской Бекшанки, Пётр Белов из Ананьина, Петр Верхов из Павловки, малохомутерец Василий Викторов, осокинец Александр Воронцов, Андрей Гробов из Красной Поляны. Семёна Кузьмина из Воецкого похоронили у небольшого финского хутора, измайловца Александра Самойлова - на одном из ленинградских кладбищ. Загаринцы Михаил Самсонов и Пётр Смирнов, киселёвец Дмитрий Титов, уроженец Старой Вителевки Сергей Семёнов, Василий Шляпников из Заводской Решётки… Все они были рядовыми бойцами, жертвами того кровопролитного советско-финского конфликта.
…Иван Клюев в своём селе слыл самым драчливым, многие на себе испытали силу его кулаков и старались обходить парня за версту. Он неплохо играл в футбол, на вечеринке мог развеселить кого угодно. Одним словом, считался Ваня Клюев первым парнем на деревне. Той деревней была Старая Савадерка. Отпустила ему судьба сполна - уготовила аж четыре войны, две большие и две малые.
После Хасана был в его боевой биографии Халхин-Гол. Земля там стонала, горела не один месяц. Всё это время Клюев находился при батарее, устраивал проводную связь. При себе связист всегда имел катушку с проводом да винтовку образца 1896 года.
Техника у наших пушкарей тоже была не самая современная. Орудия, на деревянных колёсах, перемещались на конной тяге. Но стреляли батарейцы метко. По связи, налаженной Клюевым, командир корректировал огонь. Снаряды летели через наши передовые цепи, ложились в рядах окопавшихся самураев.
В японских частях встречались бывшие белогвардейцы. Нередко те и другие в бой шли хмельными. У каждого японского солдата была неизменная фляжка с крепчайшей водкой-саке. Недостаток храбрости людей, дерущихся из-под палки, восполнялся алкоголем.
С началом зимы завязалась новая, как теперь пишут историки, зимняя война. Неделями мёрз Клюев в отрытых в снегу ячейках. Да разве снег защитит? Финские снайперы-«кукушки» охотились за офицерами, а вот снаряды да мины не разбирали, где командир, а где рядовой. А Ивану вновь повезло: воротился домой без единой царапины.
Всякое бывало и на последней, четвёртой в его жизни, войне. Выходил из окружения и спасал боевое знамя, добровольцем отправлялся в десант и лечился после ранения, трижды форсировал Днепр. Иван Максимович навсегда покинул боевой строй в звании сержанта, имел орден, медали за Кёнигсберг, Берлин, за солдатскую отвагу…

Наши парни сражались, гибли и после Великой Отечественной, самой большой и страшной войны. В стране царил мир, но лилась кровь в Китае и во Вьетнаме, в Алжире и Египте, Йемене и Сирии, Анголе и Мозамбике, Камбодже и Эфиопии, Лаосе и других уголках мира. 
И шли в район похоронки: в Измайлово - на Павла Воронова, в Калду - на Абдулкадира Кадышева, в Силаевку - на Михаила Павлова, в Золино - на Александра Симанова… В октябре 1952-го, в разгар боёв в Северной Корее, погиб жадовский парень Дмитрий Сдобнов. Его прах покоится на русском кладбище в Порт-Артуре.
1956-й год. Кровь и порох на улицах венгерской столицы. В подавлении восстания участвовали советские войска. И снова невосполнимые жертвы. 26 октября погиб пулемётчик 33-й гвардейской механизированной дивизии Иван Толстошеев, наш земляк из Осоки. Двадцатилетнего хлопца похоронили в Будапеште.
Сейчас много спорят о том, была ли необходимой та, растянувшаяся на десятилетия, интернациональная помощь Советского Союза братским странам. Спорят политики. А для родных и друзей погибших солдат от того, что кто-то победит в споре, не станет легче…

 

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi