Историю пишем сегодня

Архив 2013 - Выпуск № 11

Подготовить для средней школы новые учебники истории без двойных толкований общеизвестных фактов, написанные хорошим русским языком, призвал президент Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям.
Какими бы хотели видеть единые учебники учителя истории барышских школ?

 

 Руководитель методического объединения учителей истории района, учитель истории Старотимошкинской школы, заслуженный учитель России Людмила Сергеевна Ростокина считает, что в учебники истории надо вернуть тему патриотизма. В современных учебниках патриотическая линия совсем не прослеживается. Особенно плохо раскрыты периоды Гражданской и Великой Отечественной войн. Школьники не знают, кто такой Василий Иванович Чапаев, в чём подвиг героев-молодогвардейцев. Переработки требует учебник по Древней истории. Он в двух томах, в нём очень много и подробно изложено разных исторических событий. Надо бы сократить этот период и по времени изучения, убеждена Л. Ростокина.
Не проработаны некоторые учебники и в методическом плане. Задания по темам учителю приходится подбирать самому. Нужно также, чтобы эти задания были разноуровневыми, учитывали индивидуальные способности ученика. Тексты написаны тяжёлым языком. Чтобы понять, ученикам приходится перечитывать материал несколько раз или требуется дополнительное объяснение учителя.
Часто дети идут за помощью к родителям. Один мой знакомый, у которого дочь десятиклассница, рассказывал, что такие ситуации возникают часто. Однажды пришлось объяснять, что означает выражение «бурно развивалось общинное земледелие». Видимо, до этого ни в одном из учебников такого понятия не было. Разъяснил, привёл примеры из жизни, дочь увлеклась, и проговорили «за историю» несколько часов. Это - к рассуждениям о том, что детей история не интересует. Непонятно, оттого и неинтересно…
Нет в текстах целостности восприятия истории, подчёркивают учителя-историки. Разные авторы одни и те же события трактуют по-разному. Президент же подчеркнул, что учебники должны быть построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. «Учебники должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований», - отметил В. Путин.
К слову сказать, события 1917 года одни авторы учебников истории называют «октябрьской революцией», другие внушают, что это был «октябрьский переворот», третьи – «захват власти большевиками». Если уж взрослые граждане России не осмыслили и не расставили акценты доперестроечной истории, где уж школьникам разобраться в объективности!
О неудобстве с разнообразием авторов говорит и учитель истории Измайловской школы Марина Владимировна Андреева. Министерством образования рекомендованы самые разные авторы. Выбор - за учителем. Выбирая учебник, учителю приходится учитывать и то, сколько он стоит.
В то же время тесты для ЕГЭ по истории составлены без учёта этой особенности. Если ученики, выбирающие историю в качестве итоговой аттестации, вдруг не справились с ЕГЭ, то обвиняют обычно учителя – не по тем, дескать, учебникам преподаёт. Поэтому учителя - за единый учебник по истории.
М. Андреева также считает, что совсем не показана роль личности в истории. Даны лишь краткие биографии исторических персоналий, без оценки их вклада в развитие страны.
Современный период истории описан ещё хуже, освещён однобоко. О многих событиях умалчивается, и в то же время учебники перегружены информацией, сложной для восприятия.
Учебники истории, по которым сейчас преподают в школах, так или иначе в скором времени ушли бы из школьной программы. Образование переходит к государственным стандартам нового поколения. Они требуют от ученика большей самостоятельности в овладении знаниями. Сегодняшние учебники этому не способствуют – методически не так построены.
Учителя сходятся во мнении, что в идеале должен быть единый базовый учебник истории. А для углубленного изучения в профильных классах можно рекомендовать дополнительную литературу.
Историю в школах начинают изучать в пятом классе с древнего мира. С 6 класса и по 9-й преподают Всемирную историю. На этом вся история считается изученной. В учебниках за 10-11 классы включены те же периоды, что прошли в средней школе, но на другом, более сложном, уровне. Порой и подходы даются совсем иные.
По Федеральным государственным стандартам (ФГОС) второго поколения начали учить первоклассников в прошлом учебном году. Сейчас они уже второклассники. То есть в ФГОС пятиклассники вступили бы через два года. В нескольких школах Ульяновской области новые стандарты ввели в качестве эксперимента во всех классах. По собственной инициативе вошла в эксперимент с этого учебного года и Барышская школа №1. Там по новым программам, в т.ч. и по новым учебникам истории, обучают пятиклассников.
Академическая линия учебников истории нового поколения разрабатывается в Российской академии наук под руководством академика А.О. Чубарьяна. Учебник для 5 класса учитель истории Ольга Владимировна Полякова считает удачным. Детям он тоже понятен. Он красочный, снабжён иллюстрациями. Включено много дополнительных документов. Задания для закрепления темы представлены разноуровневые. Имеются тетради-тренажёры и тетради-контролёры. Учитель приобрела электронный тренажёр – тесты выводятся на экран и сразу со всем классом можно закрепить изученную тему.
Без трудностей, конечно, не обошлось. Учебники немного запоздали, а рабочие тетради из-за этого не стали даже приобретать, потому что дорого. Приходится учителю и родителям объяснять, почему вдруг в домашних заданиях появились сочинения по истории. Это всё из-за тех же требований по большей самостоятельности школьников и тестирования в ЕГЭ.

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi