Школа приёмного родителя

Архив 2015 - Выпуск № 47

20 ноября отмечается Всемирный день ребёнка и День приёмной семьи в Ульяновской области. О делах и заботах приёмных семей Барышского района руководитель клуба «Мамонтёнок» рассказывает Ольга Прокопьева.

Из личного опыта

Проблема защиты ребёнка, оставшегося в силу разных причин без попечения родителей, имеет несколько решений. Ребёнок-сирота может поступить на государственное содержание в детский дом (интернат), над ним могут оформить опеку, ребёнка могут усыновить, он может быть определён в приёмную семью или на патронат.

Термин «социальная сирота», к сожалению, становится привычным для нашего слуха. Дети-сироты, не имеющие опыта семейной жизни, обычно повторяют печальную, а порой трагическую судьбу своих родителей. В детском доме содержание и воспитание отвечает администрация детского дома, контролируют соответствующие государственные органы. У выпускников детдомов и интернатов вырабатывается позиция просителя и иждивенца, ведь они привыкли, что государство их содержит. Наступает пора совершеннолетия, а молодые люди не готовы жить в социуме.

Процент устройства детей подросткового возраста в замещающие семьи очень мал. Ещё меньше берут под опеку детей с ограниченными возможностями здоровья. В 14-18 лет они впервые приобретают навыки и учатся тому, что домашний ребёнок уже узнал и научился в раннем возрасте. Чем дольше провёл ребёнок времени в казённом учреждении, тем труднее ему привить понятия семейных ценностей и традиций, навыки общения.

У меня двое сыновей, а девочки приходили в нашу семью в разном возрасте. Быстрее период «одомашнивания» прошёл у Ирины. Ей было 10 лет, и она не успела побывать в казённом учреждении. Немного труднее пришлось Венере. В 3 года ребёнок не был приучен к элементарным навыкам гигиены, чувство страха и незащищённости прошло только месяца через три. Страх проснуться рано утром в холоде и голоде приучил её засыпать с кусочком хлеба. Но всё же ей было легче привыкнуть к новой семье, чем сестрёнкам Людмиле и Альбине, т.к. Венера только месяц находилась в больнице одна, без семьи. Но и этим девочкам повезло больше, чем Оксане, ведь приют, где они находились год, был «перевалочным пунктом» между семьёй и детским домом. Оксана же за свои 17 лет лишь год находилась дома. В доме малютки, детском доме, школе-интернате было тепло и комфортно, там ребёнка окружали добрые и заботливые взрослые, воспитывали, обучали. Девочка выросла умная, добрая, ответственная и воспитанная. Когда же с возрастом пришло понимание того, что через год ей предстоит выйти из стен детдома в такой чужой, неизвестный окружающий мир, который она знала только по телевизору и книгам, девочка сама дала согласие на опеку. Сейчас все сестрёнки помогают ей научиться всему, чему когда-то научила их приёмная мама.

Воспитание в приёмных семьях, прежде всего, направлено на подготовку детей к самостоятельной жизни.

Не «волчата» и «маугли» - дети!

Приёмные родители отмечают сложности при формировании основных социальных навыков, ведь в семье у ребёнка есть не только права, но и обязанности. Многие дети не владеют элементарными навыками самообслуживания: не могут заварить чай, 17-летняя девочка не умеет приготовить обед, не знает, как и что высаживать на приусадебных участках, как ухаживать за животными и т.д. А ведь после достижения совершеннолетия многие дети возвратятся в сельскую местность, где за ними закреплено жильё, и им придется вести тот образ жизни, который характерен для сельского жителя.

Приёмные родители клуба замещающих семей «Мамонтёнок» своей главной задачей считают популяризацию семейных форм устройства детей. На своём личном примере рассказываем, наглядно показываем, что такое замещающая семья. Также многие члены клуба «Мамонтёнок» являются проводниками для кандидатов в приёмные родители. Трудный этап адаптации, длящийся от трёх месяцев до полутора лет, проще пройти, если рядом есть люди, готовые в любой момент прийти на помощь. Часто членов нашего Клуба приглашают на практические занятия в «Школу приёмных родителей» в Новодольском детдоме. Там кандидатам в приёмные родители мы рассказываем об этапах становления приёмной семьи.

Сначала будущие родители должны  пройти отбор, согласно действующему законодательству (соответствие жилищных условий, характеристика членов семьи по месту жительства, опыт положительного воспитания собственных детей и другие показатели). Но это не определяет готовность кандидатов взять ребёнка на воспитание в свою семью. Жалость к детям со стороны кандидатов – это тоже не показатель готовности быть приёмным родителем. Дети, передаваемые в замещающие семьи - сложные, в основном из неблагополучных семей. Эти дети видели пьяные оргии родителей, драки, разнузданность взрослых. У многих нет бытового опыта, навыков самообслуживания и нормального общения, присутствует агрессивность, склонность к вредным привычкам. Таких детей порой называют «маугли» или «волчата». Замещающие родители должны трезво представлять, смогут ли принять ребёнка таким с его достоинствами, недостатками, непростым прошлым. Справится ли родитель со своими амбициями, если ребёнок не сумеет быстро адаптироваться к жизненному укладу семьи, не возникнет ли желания вернуть ребенка? Большинство проблем должно решаться до передачи детей в семью. Самое тяжёлое и незабываемое - это предательство родных. А если тебя предали дважды (а порой и больше), вернув как прокажённого из семьи назад в детдом? Вот так и появляется ненависть к людям, непослушание, агрессия, отчуждение, усугубляются проблемы со здоровьем физическим и психическим.

Передача детей в приёмные семьи осуществляется по договору возмездного оказания услуг, следовательно, это, прежде всего, работа по воспитанию, которая контролируется со стороны отдела опеки и попечительства. Для многих обязательная проверка условий проживания семьи органами опеки становится ещё одним поводом отказа от мысли об опекунстве, ведь понятие «Мой дом - моя крепость» ещё никто не отменял. А здесь получается, что наведываются казённые люди, которые смотрят на чистоту, порядок, заглядывают в холодильник. Взвесив все «за» и «против» будущая приёмная семья решает изменить свою жизнь, семейный уклад и жизнь ребёнка. Приёмной семье в период адаптации необходима грамотная психолого-педагогическая помощь.  

Для всех детей, переданных в замещающие семьи из казённых учреждений, наступает период социализации. Как он пройдёт, во многом зависит от взрослых. Очень важны самые первые дни в семье. Попасть из одной среды, пусть самой плохой, но привычной, в другую, может быть, лучшую, но пока неопределённую, ребёнку, страшно. Родители должны знать, что быстрых результатов не будет.  

Вначале ребёнок должен привыкнуть к образу жизни семьи (интерьер, режим жизни, преобладающие настроения, стереотипы, интересы, типичный социально-психологический и семейный микроклимат). Привыкнуть к  другим членам семьи, их близким и знакомым. Принять нормы поведения, ценности, традиции семьи, привычную работу. Процесс этот длительный. Детям трудно просто научиться проявлению родственных чувств к членам семьи, к родственникам. Совсем по-особому строятся отношения с одноклассниками. Порой детям их приёмных семей хочется купить уважение одноклассников, как следствие, наблюдается воровство. Многие приёмные  семьи  жалуются, что в это время возникают проблемы в детском саду и школе, дети ведут себя порой неадекватно и агрессивно по отношению к другим детям и взрослым. Не только коллектив сверстников отторгает «детдомовского», порой не желают видеть в своих группах и классах наших отстающих детей родители, учителя и воспитатели. Снижается дисциплина, процент успеваемости. Личный опыт показал, что правильно направленная гиперактивность ребёнка даёт только положительные результаты. Отставания в физическом и умственном развитии исчезают, как только ребёнок отогревается в семье, находит терпеливых и добрых помощников в лице педагогов, сверстников. А своим плохим поведением дети просто пытаются привлечь к себе внимание. Малыши бояться вновь потерять маму, которая оставляет его в доме, похожем на детский дом. Если на этом этапе не будет тесного сотрудничества семьи и детского учреждения, если педагоги вместо психологической и педагогической помощи будут жаловаться и писать плохие характеристики на ребёнка и семью, может произойти большой конфликт с различными последствиями.

Сельский уклад жизни привносит в адаптацию ребёнка и в становление приёмной семьи свои особенности. Люди на селе недоверчивы и не сразу радушно относятся  к приёмным семьям, выказывают незаслуженные упрёки, стараясь разглядеть негативное в жизни соседей, упрекают, что детей «берут» ради денег. Проще тем, кто в представителях отдела опеки и попечительства, школы, детсада, администрации сел, нашёл союзников, помощников, а не надзирателей и обвинителей. Задача нашего общества, всех социальных структур, граждан страны сделать так, чтобы не было социальных сирот. Давайте поможем тем, кто готов стать новой семьёй для такого ребёнка! Добрый, правильный совет, соучастие и поддержка, а не презрение, обвинение и оскорбления помогут приёмной семье приобрести душевный покой и равновесие. Только совместные усилия всех взрослых помогут «маугли» и «волчонку» стать долгожданным любимым ребёнком.

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi