Имя в сердцах и в граните

Архив 2010 - Выпуск № 13

Семья Кузьминых – Надежда Александровна, Василий Николаевич, старшая дочь Елена и младший Дмитрий - в Россию приехала в 1994 году из Ташкента. Обосновались в Акшуате. Дмитрий последний год перед выпуском проучился в Акшуатской школе. С выбором будущего у парня проблем не возникало: ещё учась в ташкентской школе, решил, что будет военным. Но не в той стране.
- Я русский. Если прикажут, придётся стрелять в своих же? Служить буду только в российской армии! – так сказал Дима родителям.
Пришло время служить срочную. Высокий (ростом без семи сантиметров два метра) и крепкий парень попал в спецназ внутренних войск в Подмосковье. В 1996 году прошёл первую командировку в Дагестан. Затем получил назначение в военную разведку.
Дима никогда не рассказывал дома, чем приходится заниматься на службе. В августе того года он приехал в Акшуат в отпуск на 45 суток. На все вопросы неизменно отшучивался и улыбался. Добрый и заботливый, он не хотел волновать близких. Да и не мог он поступить иначе: в это время тяжело болел отец, в семье и без того хватало забот.
Спустя два месяца Василия Николаевича не стало. Дмитрия отпустили домой. На похороны он опоздал на какой-то час: ждал на вокзале автобус до Акшуата (тогда не было ни такси, ни маршрутных «ГАЗелей»).
В 1998 году Дмитрий Кузьмин заключил контракт и с отличием окончил сначала Санкт-Петербургскую школу прапорщиков, затем школу военных разведчиков.
Домой в Акшуат приезжал довольно часто. Несколько раз говорил матери, что готов оставить службу и вернуться насовсем, но Надежда Александровна знала, как сильно любит сын свою работу, и видела, что становится в безработном селе с ровесниками сына...
По традиции, когда приезжал сын, Кузьмины готовили стол. Но, даже выпив несколько рюмок, Дмитрий всё также улыбался и шутил, ничего не рассказывая о службе. Поэтому близкие и друзья не знали, что он часто бывает в Чечне.
Мать же видела, какими становятся после водки прошедшие войну сыновья подруг, война им в такие моменты чувствовалась острее. С Димой всё было по-другому.
В один из таких приездов кто-то из родственников предложил прапорщику Кузьмину бросить службу:
- Дим, возвращайся домой. Устроишься в милицию.
- Спасибо! - засмеявшись, ответил Дмитрий. – Бабулек с семечками на рынках «трясти» - не для меня!
В августе 2003-го Дмитрий Кузьмин приехал домой в отпуск. Живым, как оказалось, в последний раз. После отпуска спецназовец отправился в очередную командировку в Чечню. В октябре в одной из операций прапорщик Кузьмин получил тяжелейшее ранение в голову. Несколько дней врачи боролись за жизнь воина, но спасти его могло только чудо. Чуда не произошло…
Цинковый гроб доставили в московскую часть, где служил Дмитрий. После того, как с другом простились сослуживцы, скорбный груз прибыл в Акшуат. 3 ноября со всеми воинскими почестями Дмитрия похоронили на сельском кладбище.
Многое, но далеко не всё, узнала тогда Надежда Александровна о своём замечательном Димке. О том, что сын награждён несколькими государственными наградами, о том, что был не просто бойцом спецназа, а инструктором. Ребята из спецназа рассказали, что Дмитрий был одним из лучших. Друг, не скрывая слёз, признался, что обязан ему жизнью: в одной из командировок в Чечню его, раненого, собирался добить боевик. Дима спас его от бандита.
Спустя год после похорон сына Надежду Александровну пригласили в его часть. Дмитрий был посмертно представлен к ордену Мужества. Награду вручили матери.
Спецназовцы, с кем плечом к плечу служил Д. Кузьмин, несколько раз приезжали на его могилу в Акшуат. В один из приездов в Акшуатской школе состоялась встреча, на которой военный поэт и композитор Владимир Собокарь передал матери песню «Мой друг живёт на небесах», посвящённую Дмитрию Кузьмину. Он сказал, что ему посчастливилось познакомиться с Димой: «Ваш сын был очень хорошим, добрым и светлым человеком».
Знакомая со многими спецназовцами Н.А. Кузьмина отмечает, какие это славные парни: скромные, открытые, без наигранной «крутизны». Они гордятся тем, что «контрактники», ведь они знают, что защищают Родину по зову сердца. Но как часто, говорит мать, от гражданских чиновников приходилось слышать ей слово «контрактник» с негативными интонациями.
…Надежда Александровна приезжала к нам в редакцию, чтобы рассказать о своём сыне. Говорит и то и дело прикладывает промокший платок к глазам. Время не излечило материнское сердце. Сколько испытаний выпало на плечи этой женщины: потеря дома, мужа, сына. Людское равнодушие. Не веря, что Димка нужен ещё кому-то кроме неё, она даже не стала звонить председателю районного отделения «Боевого братства» Сергею Крыкову, когда он через нашу газету попросил сообщать о ребятах, погибших в локальных конфликтах, чтобы их имена занести на мемориал в центре Барыша.
Но, оказалось, много тех, кто помнит и чтит Д. Кузьмина и других ребят, отдавших жизнь за Родину. И теперь 13 имён на плитах мемориала в центре Барыша пополнились именами ещё двух героев: акшуатца Дмитрия Кузьмина и измайловца Алексея Афанасьева. 15 февраля на митинге состоится открытие новой доски.
Председатель «Боевого братства» Сергей Крыков через нашу газету обращается вновь к барышцам с просьбой сообщить имена всех парней, связанных с Барышским районом и погибших в локальных войнах и конфликтах. Пока мы помним их, они живут среди нас.

 

Наши партнеры
тут партнеры
Поиск по сайту
Памятные даты

banner 180150

Рекламодателям

geoportal

OporaDushi